PDA

Просмотр полной версии : ЭСТЕТИКА ЭЛЛИНОВ И ЭТИКА ИУДЕЕВ


gainst
12.02.2010, 21:24
Что унаследовала наша сегодняшняя западная цивилизация из этих двух культур?
Чтобы не впадать в излишнее доктринерство, хотелось бы привести пример из неакадемической сферы, а именно представление о времени нашей сегодняшней массовой культуры. Популярный американский фильм «День Сурка» ставит героя в фантастические условия – каждый день утром он просыпается в одном и том же пространстве и времени, независимо от своих действий. Время циклично, герой свободен и бессмертен, казалось бы, живи и радуйся. Но у современного западного героя есть четко поставленные цели – деньги, успех, секс, которые не вмещаются в рамки одного дня. Герой бьется как рыба об лед, пока не понимает, что единственная достойная цель – христианское активное делание добра – вневременна. Тогда к нему в награду приходит успех, и время, наконец, трогается с места. Такая вот массовая прикладная философия, как иллюстрация к Веберовской теории о протестантской этике.

gainst
12.02.2010, 21:28
Любые достоинства, полученные человеком при рождении, не обеспечивают ему преимущества в погоне за вечной жизнью, так же как любые трудности поддаются преодолению. Мамзер или гер , прилежно изучающие Тору, достойнее беспутного сына первосвященника. Никакие предыдущие заслуги и грехи не являются причиной для успокоения или отчаяния, и в этом смысле самоубийство не является вопросом положительного или отрицательного баланса (как у греков) или смертного греха (как у христиан). Оно представляется сознательно упускаемой возможностью исправить себя или мир и допустимо только в заведомо безнадежных ситуациях. Вечность выравнивает всех – умных и глупых, евреев и неевреев в соответствии с тем как они вели себя в этой своей неповторимой жизни, и пренебрежение этой уникальной возможностью есть ни с чем не сравнимое легкомыслие.

gainst
12.02.2010, 21:31
В некотором смысле практический сиюминутный результат этих усилий вторичен по сравнению с затраченным трудом – последний тупица не менее достоин награды, чем первый ученик, если он вкладывает все свои силы в изучение Торы, а отличнику все дается легко. В отличие от греков у евреев за человеком всегда сохраняется свобода выбора, над ним не висит «рок», он не рождается сразу со «свободной» или «рабской» душой, а продолжает творить себя сам на протяжении всей жизни, продолжая дело сотворившего его Создателя. Раб – это человек, в связи с собственным проступком или в связи с обстоятельствами временно попавший в рабское состояние. Раба-еврея требовалось отпустить на свободу через 7 лет, и, поэтому, обращаться с ним следовало так, чтобы впоследствии он смог вернуться к нормальной жизни.

gainst
12.02.2010, 21:32
Так, например, субботние законы запрещают всякое действенное преобразование окружающего вещного мира, как если бы Мессия уже пришел, и мир и человек находились бы в состоянии совершенства и гармонии, как Адам до грехопадения, когда вся его трудовая деятельность производилась мыслью и словом.
В еврейском понимании вещная красота так же является проявлением бессмертного, вечного начала. При виде совершенного здания, прекрасной природы или, к примеру, красивой девушки, следует возблагодарить Творца, создавшего такую красоту. Однако сама по себе красота еще не свидетельствует о достоинствах ее носителя и не гарантирует «пропуск» в бессмертие, как это было у греков. Приобщение к вечному обеспечивают только усилия самого человека.

gainst
12.02.2010, 21:34
Время и пространство обладали четкой моральной наполненностью: в Египетскую нечистую землю спускались, в святую землю Израиля поднимались. Время определялось человеком и его действиями: новый месяц не начинался без двух свидетелей, наблюдавших молодую луну, даты праздников каждый год устанавливались Синедрионом и т.п. Из вышесказанного не следует, что у евреев полностью отсутствовало ощущение цикличности времени. Календарь еврейских праздников, периодичность чтения Торы, наконец, наступающая каждую неделю Суббота – все это хоть и походило внешне на греческие празднования возрождения умирающего божества (например, Элевсинские мистерии) , но по смыслу отличалось принципиально . Еврейские праздники и Субботы не обладают цикличностью в смысле вечного повторения. Это, скорее, периодическое внесение в повседневное линейное существование Вечности Торы.

gainst
12.02.2010, 21:36
Арендт отмечает, что современная наука базируется не на наблюдениях, а на том, чтобы создать в эксперименте ненаблюдаемые в природе условия: сверх-низкие или высокие температуры, скорости и др., что впоследствии приводит к результатам, применимым и в обычных условиях. В каком-то смысле древний еврейский вопрос о протекании времени в «летающей башне», хоть и похож на счет чертей на кончике иглы, поскольку тогда так же не поддавался экспериментальному выяснению, но стоит ближе к современному научному понятию о субъективном восприятии мира. Для древних греков вечносущий объективный дом времени-пространства был уютен, но преходящ. Для евреев этот дом – драгоценный подарок Всевышнего, обладал всеми преимуществами и недостатками субъективного, условного существования, в том смысле, что существование его зависело «от условий».

gainst
12.02.2010, 21:37
Решая вопрос: как правильно принести жертву в Храме или как справедливо возместить ущерб соседу за потравленное скотиной поле, еврей в каком-то смысле находился в Платоновском мире абсолютных идей, с той лишь разницей, что решения этих проблем не существовали уже готовые отдельно от людей, а как бы появлялись на свет благодаря тому, что определенные мудрецы обсуждали определенную проблему, находясь в определенных обстоятельствах. Причем обстоятельства мыслительного эксперимента вовсе не должны были быть естественными – фантазия изощрялась в придумывании любых необычных, но теоретически возможных состояний. В этом смысле современная наука, постольку, поскольку она не стремится в наблюдениях открыть «абсолютную истину», но озабочена в первую очередь тем, чтобы понять, как «это работает» при различных условиях, имеет еврейские, а не греческие корни.

gainst
12.02.2010, 21:38
Для эффективного исправления мира требовалось изучать, трактовать и выполнять полученную на Синае «инструкцию» - Тору. И здесь мы находим момент, который объединяет греческих и еврейских современников и, по-видимому, описывает эпоху. Это бо`льшее доверие к непосредственной традиции, чем к записанным текстам. Благодаря ощущению, что не все возможно сохранить и передать через письменные источники, Сократ, например, не записывал свои диалоги. В записанном виде речь во многом теряла ощущение личности, ее произносящей. Так же, но по другой причине, устную Тору, то есть комментарии, развитие и продолжение Торы письменной, которую считалось необходимым знать для каждого мало-мальски образованного еврея, было запрещено записывать. Мишна, то есть устная Тора, была записана через несколько столетий после разрушения Второго Храма.

gainst
12.02.2010, 21:41
Зато праведные поступки могли приблизить к вечности в прямом смысле - ускорить приход Мессии. Древнееврейский взгляд на мир включал не только жесткое разделение на классы в зависимости от свойств, что было у греков, но и, как у современного человека, оперировал понятием непрерывности, процесса, размытых границ, чего греки совершенно не допускали . С точки зрения вечности, время, как и пространство, могло служить инструментам преобразования одних вещей в другие: обыденного в сакральное, бывшего в небывшее и наоборот.
Греческому дихотомическому разделению временного, необходимого (дом) и вечного, богоравного (полис, мир идей) соответствовало у евреев понятие о непрерывности процесса изменения мира, приближения его к идеальному, задуманному Создателем состоянию.

gainst
12.02.2010, 21:41
Сотрудничество, или, более интимно для избранного народа, союз (“брит”), предполагает наличие взаимных обязательств. Говоря современным сленгом, Создатель приложил к созданному продукту (человеческий мир пространства-времени) краткую инструкцию по эксплуатации и обещал, в случае соблюдения ее основных условий (7 заповедей сынов Ноя), бессрочное гарантийное обслуживание. Эта инструкция и явилась основой этического кода отношений между людьми и отношений с окружающим миром.
В отличие от античных греков, проводивших жизнь как бы в соревновании, в игре, евреев часто упрекали в излишней серьезности и даже мелочности. Действительно, поскольку здешняя жизнь являлась залогом будущей, вечной жизни, то каждая мелочь приобретала в ней непреходящее значение. Еврейский подход в некотором смысле противоположен греческому – за уничтожение Храма еврейскому Герострату грозил бы «карет» - уничтожение, вычеркивание Создателем его души, как будто бы она никогда и не существовала.

gainst
12.02.2010, 21:42
Уйдя от развитой мифологии космоса и социальных отношений, Авраам не оказался один на один с зияющей пустотой космической вечности. Его сопровождал Всевышний, его господин, собеседник и деловой партнер в предприятии по преобразованию мира. Взаимодействие смертных с Предвечным – это сотрудничество в достижении цели, в которой обе стороны равно заинтересованы. Создатель зависит от своих созданий – ведь уничтожить их и создать других, более подходящих, означает не только расписаться в своем полном поражении, но и уничтожить часть себя самого . Кроме того, с некоторого момента Создатель оказался связанным данным им обещанием: Ною и его потомкам было обещано, что уничтожение человечества более не повторится. Символом этого обещания явилась радуга, появившаяся после прекращения потопа.

gainst
12.02.2010, 21:43
Еврейское понятие вечности, как вневременного существования принципиально отличалось от бессмертия античности. Еврейский Бог, в отличии от богов античности, существовал вне времени и пространства. Он создает эти две необходимые категории существования человека, как и самого человека с некоторой целью, и в этом его отличие от вечных божеств восточных культов, не являющимися, как правило, богами-демиургами и не предписывающими миру трансцендентную цель. В отличии от греков, оторвавшихся от мифологии природы и родовой общины в пользу «рукотворного» полиса, Авраам уходил «из страны своей, из дома своего» не для того, чтобы самому основать новый род или новую страну, но для того, чтобы положиться на волю Всевышного.

gainst
12.02.2010, 21:45
Позднее, когда полис разросся и перестал обладать притягательностью закрытого клуба, когда искусство красиво говорить оторвалось от искусства красиво поступать , словом, когда обнаружились многие из симптомов тех проблем, от которых страдает современное демократическое общество, бессмертье однозначно стало связываться с миром идей. Переживший казнь учителя Платон еще пытается создать теорию правильного, вечного полиса в книге «Государство», но следующие за ним философы уже однозначно отвергают политическую деятельность, как недостойную, и полностью сосредотачиваются на размышлениях о вечных идеях. Во многом их рассуждения уже настолько близко подошли к еврейскому пониманию вечности, что средневековые христианские и еврейские мыслители свободно включали труды Аристотеля и неоплатоников в свои философские построения.

gainst
12.02.2010, 21:46
Цикличное существование бессмертного мира, отсутствие некого трансцендентного смысла во многом объясняют игровую легкость греческой культуры, ее науки и философии. Выигрышем в этой игре служила возможность проявить себя, прославиться и этим уподобиться на время или навсегда бессмертным богам. Жизнь, как игру, предполагалось терпеть только на условиях, что это либо приятно и интересно, либо предполагает возможность выигрыша. Больных детей не оставляли жить не от суровости условий, но по той же причине, что и врача, не могущего принести полное излечение, считали обязанным не лечить вовсе. Существование больного или раба было чисто физическим или животным и не стоило того, чтобы его вел человек, обладающий свободой с ним покончить. Так же и Платоновский мир вечных идей мог включать человека, как болельщика, наблюдающего за игрой мирового духа, но не мог наделить его трансцендентным смыслом.

gainst
12.02.2010, 21:47
Только полис, как сообщество людей, обладающих знанием и памятью, мог устоять перед напором времени. Физическая красота свободного тренированного тела (скорее мужского, а не женского, предназначенного к размножению) так же, как и деяние, могла прославить владельца и выделить его из многих. Красота воспринималась не как уникальное сочетание личных черт, а как отблеск гармонии, присущей бессмертным вещам. Все бессмертное по мысли греков должно было быть совершенным, а некрасивость была следствием всего временного и случайного. Не зря греки вплотную подошли к понятию иррациональных чисел, дифференциальных уравнений и др., но не определили их. Их оттолкнула кажущаяся неправильность, некрасивость этих понятий, и они посчитали, что такое уродство не может описывать бессмертный космос и принадлежать бессмертному миру идей.

gainst
12.02.2010, 21:48
Доплатоновская демократия ориентировалась не на большинство, а на личность, не на сегодняшний день, а на память поколений. Она давала возможность каждому проявить выдающиеся качества своей уникальной, но смертной личности и тем заслужить бессмертие людской памяти и сравняться с бессмертными богами и героями. Наравне с военной или спортивной победой таким деянием могли послужить уникальные речь, жест или поступок. Ценилось именно действие, проявляющее того, кто его выполнял, а не результат и не достижение. Поэтому уважения заслуживал не удачливый купец и не искусный ремесленник – торговля и ремесло, возможно, приносили избыток, но они отнимали необходимое - время, которое можно было потратить на единственно достойную человека деятельность. Конечно, созданное произведение (например, скульптура) могли прославить своего автора, но все рукотворные вещи, как и люди, были преходящи.

gainst
12.02.2010, 21:50
В эпоху классического греческого полиса человеческое бессмертие воспринималось только как бессмертие великих деяний, передаваемых риторами из поколения в поколение. Возможны споры о том, способствовало ли такое понимание бессмертия возникновению агонального, соревновательного духа, которым отличались древние греки или, наоборот, само является его порождением. «Всегда быть первым и преобладать над остальными», - утверждается в «Илиаде». Выделиться на поле брани, хотя бы и ценой смерти – вот что отличало свободного человека от раба, предпочитающего смерти плен и рабское существование. Общественная жизнь античного полиса – знаменитая античная демократия имела своей целью не привычные сегодня взаимовыгодную свободу общества предпринимателей или всеобщее согласие общества потребителей. Полис собирал на агоре свободных людей, отвлекшихся от домашней заботы только о своих природных нуждах.

gainst
12.02.2010, 21:51
Если в мифологическую эпоху время воспринималось как нечто естественно-природное и неотделимое от мироздания богов и людей и их поступков, то уже в эпоху героического эпоса время стало восприниматься как препятствие для героя, которое иногда требуется преодолеть. А в эпоху полиса оформилось отношение ко времени как к всесметающему потоку, приносящему иногда случайное несчастье, иногда заслуженную кару, но всегда разрушение людских дел и забвение. Победить это время и заслужить бессмертие как у богов человек мог только своими выдающимися деяниями, выделяющими его из безличного людского рода и навечно запечатлевающими в памяти потомков – коллективной памяти бессмертного полиса. И не так уж важно было, какого рода были эти деяния – добрые или злые, полезные обществу или нет. Именно такое отношение породило феномен Герострата.

gainst
12.02.2010, 21:52
«Человек – животное политическое»,- писал Аристотель, понимая под этим, что истинно человеческое, личностное, а не родовое, проявляет себя только в специально огранизованном сообществе – в полисе, который переживая отдельных людей, сохраняет традиции и память и в некотором смысле так же бессмертен как боги. Свободный человек, ведущий достойную деятельность на агоре греческого полиса, не мог смириться с мыслью, что его личность исчезнет бесследно. Зависть к бессмертным богам не была поэтической метафорой – это было повседневное чувство каждого свободного человека. Проф. Лосев описывает этот феномен как переход от мифологической и эпосо-героической эпохи, когда человек был неразрывно связан со своим родом и, через него, со всем мирозданием к эпохе классического греческого полиса, когда свободные индивиды осозанно объединялись в полисе для «лучшей жизни», то есть жизни общественно-политической.

gainst
12.02.2010, 21:53
Природа каждый год умирала и оживала, звери и птицы умирали как особи, но продолжали свой род. Так же и человек как биологический вид был бессмертен. Но к этому времени уже родилось представление об уникальности человеческой личности – провозвестник современного западного индивидуализма. И античные философы, и потомки бунтаря Авраама уже осознали неповторимость каждой рожденной на свет человеческой души. Античный человек, обретший индивидуальность, но не обретший бессмертия мучительно переживал разлад двух своих ипостасей – природно-родовой и личностно-индивидуальной. Природную родовую сущность человека поддерживал каждодневный труд занятых в домашнем хозяйстве рабов и женщин, осуществляющих продолжение рода. Работа по обеспечению физического, животного существования считалась необходимой, но не достаточной для свободного человека, она не давала ему возможности проявить свою личность – то, что отличает человека от животного.

gainst
12.02.2010, 21:54
Известно и сравнение кругового, циклически повторяющегося античного времени с вектором времени библейского, направленным от момента сотворения мира к моменту прихода Мессии. Нетривиальная связь этих основных отличий восприятия мира двумя современными друг другу древними культурами является одной из тем, рассматриваемых в исследовании Ханны Арендт «Vita activa, или О деятельной жизни». Арендт определяет отношение ко времени у греков как стремление к бессмертию, у евреев – к вечности. Бессмертие античности принципиально отличалось от вечности современных им восточных богов. Классические античные боги, строго говоря, не являлись вечными. Вечным был космос с его негаснущими звездами. Вечность предполагает неизменность, а греческие боги вновь и вновь ссорились и мирились или даже уничтожали друг друга.

gainst
12.02.2010, 21:56
Античные греки и древние иудеи -
эти два народа оказали решающее влияние на формирование современной цивилизации, носящей условное название иудео-христианской. Поэтому в процессе самоанализа мы вновь и вновь возвращаемся к этим двум древним культурам – одной ископаемой, другой существующей и поныне.
Давно стало трюизмом сравнение греков, как народа эстетики, с евреями как народом этики. Провозглашая, что «красота спасет мир», Достоевский только повторил этот тезис вслед за Платоном, утверждавшим, что следует обустроить наш мир в соответствии с красотой абсолютных образов мира идей.

Camilla
02.02.2012, 10:00
Михаэль,здорово!!!!Интереснейшая тема и отлично раскрыта!!!Прочитала с большим удовольствием и интересом!!!!:-) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (F)