Просмотр полной версии : ПОЛТАВСКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ - СИМОН ПЕТЛЮРА.
В одной из публикаций Петлюру назвали «тихим полтавским интеллигентом. Действительно, Петлюра достаточно долго, несмотря на тревожную, богатую событиями предреволюционную обстановку в стране вёл себя незаметно. Искренне полагая, что революция – это «занятие не для интеллигентного человека».
– До революции 1917 года, – писал один из лидеров Центральной рады писатель Владимир Винниченко, – никакими своими качествами ни в политике, ни в культурной или общественной жизни Петлюра не выделялся. Революция, в силу целого ряда обстоятельств вывела Петлюру на авансцену развернувшейся на Украине междоусобицы. Сделала его лидером. Но он не смог, ни подняться над стихией, ни обуздать вакханалию. Хотя благие намерения, у него, несомненно, были.
Но благими намерениями, как известно, устлана дорога в ад.
Талантливым журналистом. Его статьи, опубликованные в журналах «Громадська думка» и «Рада» были замечены читательской публикой и профессионалами. Ещё он занимался научной деятельностью. Помогал, в том числе, академику Щербине в его работе над историей кубанского казачества. Произвел впечатление на академика Корша, который, как утверждают, сказал, будто человек с такими задатками обязательно себя проявит, со временем; и прославит, соответственно. Петлюра недурно играл на скрипке. Утверждают, что увлечение музыкой, а не участие в социал-демократическом кружке послужило поводом для исключения Петлюры из семинарии. Члены организованного Петлюрой музыкального кружка решили публично исполнить одну из кантат композитора Лысенко. По каким-то своим соображениям ректор семинарии публичное исполнение запретил. Кружковцы ослушались. И Петлюру, как зачинщика, из семинарии исключили.
В одних постановлениях предписывалось камень снести. В других – оставить.В конце концов, 3 октября 2007 года памятный камень был демонтирован коммунальными службами города, исходя из далеких от политики соображений. Решение о сносе принял Хозяйственный суд Полтавской области. Согласно сообщению пресс-службы: «Памятный знак был установлен на сети сливной канализации в её охранительной зоне». И, как следует далее, «Незаконно установленное сооружение мешало проведению работ, по подготовке сетей к зиме». Решение, более чем обоснованное. Во время сооружения временного Мавзолея Ленину, прорвало сливную канализацию. Что дало патриарху Тихону возможность заметить. Мол, какие мощи, такое и благовоние. Авторы многочисленных, посвященных Петлюре публикаций, полагают, что Петлюра был, неплохим человеком.На Родине Петлюры в Полтаве собираются поставить ему памятник. Увековечить, так сказать. Этого хочет одна часть населения. Точнее не часть, а стоящие за её спиной националистически ориентированные политически силы. Как же, как же. Первый глава независимого украинского государства. Пламенный борец за национальную идею. Можно сказать, отец и учитель. Ещё одна часть населения; за её спиной стоят другие политические силы, этого не хочет. Никакой Петлюра ни отец и не учитель, а контрреволюционер и погромщик. На месте предполагаемого памятника 23 мая 2007 года, в ознаменование годовщины со дня рождения Симона Петлюры (Симон Петлюра родился в Полтаве 10 мая 1879 года – В.Д.), был поставлен камень с соответствующей надписью. Своего рода анонс. Камень, время от времени, заливали краской. Суды, разного уровня выносили противоречивые вердикты.
Отец Сергий не снизошел до полемики. Он просто выставил Петлюру за дверь. Соученики же прозвали Петлюру «жидовским батькой». Полученное в гимназии прозвище шло за Петлюрой в течение всей его жизни. Говорят, что последние слова, которые произнес Петлюра, прежде чем потерять сознание, после покушения на него были «жидовский батька». То ли сожалел о своем пристрастии, то ли возмутился. В кого, мол, стреляешь… Инцидент в семинарии, скорее всего, имел место быть. Другой вопрос было ли это проявлением сочувствия к евреям? Может быть, в воображении любознательного юноши что-то не складывалось. И он просто хотел понять, почему, несмотря на все сказанное преподавателем, евреи вместо того, чтобы купаться в роскоши, живут очень бедно. Кто знает. *И Симона определили в полтавскую духовную семинарию. Русскую литературу в семинарии преподавал отец Сергий, судя по всему, зоологический антисемит.
На одном из уроков, когда речь зашла, об описанной Гоголем расправе казаков над евреями, отец Сергий дополнял и без того натуралистические подробности, представленные в тексте великого писателя своими комментариями. Мол, наши прадеды знали, что делали. Мол, так им жидам и надо. Чтобы не грабили украинцев, не забирали у них последнее. И тогда Симон Петлюра задал преподавателю вопрос:Почему же евреи живут так бедно? В значительной части беднее, чем ограбленные ими украинцы.Соратники Петлюры, отошедшие от него в разное время и в силу разных причин; отдавая должное многочисленным талантам Головного атамана, много и подробно писали о его недостатках. Тоже не малых. Никто из них, тем не менее, не считал Петлюру антисемитом. Во всяком случае, не писал об этом открыто. Подчеркивая приязненное, в целом, отношение Петлюры к евреям, довольно многочисленные расположенные к нему авторы приводят одну и ту же примечательную историю. Окончив с отличием начальную школу, Петлюра хотел поступить в гимназию, но не смог. Помешал царский указ о так называемых кухаркиных детях, закрывавший доступ к образованию представителям низшего сословия. К коему, несомненно, относился отец Симона Петлюры Василий, занимавшийся извозом, мелкий полтавский предприниматель.
Петлюра, в силу целого ряда причин, на военный коммунизм и продразверстку пойти не мог. И был вынужден терпеть погромы, как способ материального обеспечения своей полупартизанской армии. Какое-то время Петлюра высказывал свое негативное отношение к погромам. Потом, ему это надоело. И когда к Петлюре, судя по стенограмме процесса над Шварцбардом, попала на прием делегация евреев, жителей станции Мамиенка, и попросила остановить погром, он заявил: Послушайте, я не вмешиваюсь в то, что моя армия делает, и я не могу помешать им делать то, что они считают необходимым делать! Позднее, уже в Париже, Петлюра полностью определился в своём отношении к евреям. На страницах, издаваемого им еженедельника «Тризуб», правительство большевиков он неизменно именовал «жидовским». И всё происходящее в России связывал с засильем евреев. *Мол, мы не бандиты с большой дороги, не уличная шпана какая-нибудь, а борцы за «вiльну Украiну», петлюровцы. В остальном же, руководствовались своими интересами – убивали и грабили. И не обращали внимания на петлюровские приказы, даже самые однозначные и решительные. Не принимали их во внимание. Потом, пресловутое общественное мнение. Действия атаманов и их лихих казаков не вызвало сколько-нибудь активного противодействия у остального населения. Более того, находило понимание, и поддержку, в большинстве своём. Во-вторых, войско нужно было как-то содержать. Еда, амуниция и прочие, достаточно обременительные расходы. В России, значительную часть необходимых на военные нужды средств обеспечивали продотряды. Тоже своего рода бандитизм. Но узаконенный государством, и исходя из этого, с учетом многочисленных оговорок, легитимный.
Историки полагают, что существовало, как минимум два обстоятельства, которые мешали Петлюре действовать более решительно. Во-первых, он не обладал реальной властью на местах. Скорее символизировал, чем руководил. Был, как сейчас говорят, брендом «жовто-блакiтного» движения. Региональные атаманы: все эти Струк, Соколовский, Зеленый, Волынец, Козырь-Зирка, Григорьев, Тютюник, Лесник, Шепель, Лютый, Степовой, Трепет, Слива, Железняк, Дорошенко и прочие наводившие ужас на еврейское население головорезы, формально подчинялись Петлюре.
В отличие от «мечтателя-хохла» из светловской «Гренады», который «хату покинул, пошел воевать, чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать», украинские крестьяне шли в петлюровскую армию, чтобы грабить. Наверняка, существовали и другие побудительные мотивы, но возможность безнаказанно грабить, была наиболее привлекательной. Петлюра активно не противодействовал погромам. Его пресловутые упреждающие и наказующие приказы появились не в самом начале, когда еврейские погромы только зарождались, а много позднее. Когда количество погромов и число жертв возросло многократно. И глава вновь образованного независимого государства уже не мог молчать. И в силу статуса. И, что не маловажно, исходя из соображений высокой политики. Рассказы о зверствах петлюровских войск, вышли за пределы Украины, и общественное мнение европейских стран ужаснулось и возмутилось.
В сущности тех же украинских крестьян, убивавших и грабивших евреев в составе петлюровских войск. Идеология для них, будь-то «жовто-блакiтна» петлюровская; будь-то анархистская, махновская, мало что значила.
Деникин недолюбливал евреев. Но лично он не стоял за погромами. Не инициировал их. И в силу занимаемой должности. И, что не менее важно, из опасения, что еврейские погромы, испортят его имидж. Повлияют на европейское общественное мнение. Что, в свою очередь, отразится на поддержке движения. Приведет к сокращению оказываемой помощи. Впрочем, особого противодействия с его стороны тоже не было. Историки, опираясь на свидетельства современников, утверждают, что погромы, совершенные деникинцами, были самыми жестокими и беспощадными. Сам Деникин, в книге «Белая армия» пальму первенства отдает петлюровцам. Именуя петлюровские погромы «особенно свирепыми и кровопролитными».Культпросветотделом заправляла Елена Келлер. Ещё там были идейные анархисты И.Эмигрант (Готман), Я.Алый (Суховольский), и некоторые другие. В числе махновских войск действовала особая еврейская батарея во главе с Абрамом Шнейдером. Обороняя Гуляй-поле, во время наступления деникинцев в июне 1919 года, артиллеристы и солдаты еврейской же полуроты прикрытия, оборонялись до последнего снаряда и погибли. Махно строго наказывал за погромы. В мае 1919 года за убийство в Александровском уезде 20 евреев-колонистов было расстреляно 7 крестьян села Успеновка. Ещё Махно организовывал в еврейских земледельческих колониях отряды самообороны и вооружал их.
Это, разумеется, как-то влияло на общее положение, но не останавливало в полной мере. Настолько непреодолимым было желание убивать и грабить еврейское население среди большей части махновцев.
Интернационалисты считали себя людьми вне национальности. Троцкий был одним из них. Впрочем, порядок в армии он навел. За короткий срок было расстреляно более 400 погромщиков. Правда, их расстреливали не как врагов еврейского народа, а как врагов мировой революции. И, тем не менее…
Анархист Нестор Махно относился к евреям более чем лояльно. В его окружении было много евреев. И обладали они, в отличие от петлюровского министра Пинхаса Красного, вполне реальной властью. Председателем Гуляй-Польского ВРС (военно-революционного совета) был некий Коган. По одной из версий махновской разведкой, по другой – контрразведкой; а, скорее всего и тем и другим вместе, руководил легендарный Лева Задов-Зеньковский. * – Если кто интересуется, – сказал он, – нехай приберет. Это свободно…
Говорят, что эти строки особенно возмутили Буденного, обрушившегося на Бабеля после выхода «Конармии». На «красных» погромщиков пытались жаловаться. Одна из делегаций пробилась на приём к Троцкому, второму после Ленина лицу в государстве, к тому же еврею. На просьбу оказать незамедлительную помощь и как-то противодействовать, Троцкий, якобы, ответствовал. Мол, «возвращайтесь домой к вашим евреям и передайте им, что я не еврей и мне нет дела до евреев и до того, что с ними происходит».
Армия Буденного, по словам овеянного славой легендарного командарма напоминала ему редиску – «сверху красная, а внутри белая». Вопреки утверждениям советских историков, на счету доблестных конников было немало кровавых погромов. Несмотря на запреты и наказания. Бабель вскользь упоминает об этом в «Конармии». – Прямо перед моими окнами несколько казаков расстреливали за шпионаж старого еврея с серебряной бородой. Старик взвизгивал и вырывался. Тогда Кудря из пулеметной команды взял его голову и спрятал её у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги. Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись. В книге Симон Петлюра и руководимая им Директория были названы главными виновниками организации и осуществления еврейских погромов. В 1938 году Пинхаса Красного арестовали. Его обвинили в создании и руководстве антисоветской сионистской террористической организации и расстреляли.
Во время гражданской войны на Украине сражалось шесть армий – большевики, петлюровцы, деникинцы, махновцы, польские части и части Антанты. Ещё существовало более семидесяти никому формально не подчиненных банд. Все они, в той или иной степени, были причастны к еврейским погромам. По далеко не точным данным на счету деникинцев 200 погромов. На счету красных, буденовцев в первую очередь, – 150-200. Петлюровцами было совершено более 800 погромов.
Этот пост занимал один из лидеров еврейской общины Украины Пинхас Красный. По инициативе Пинхаса Красного была создана чрезвычайная государственная комиссия. В функции комиссии входило расследование, имевших место еврейских погромов и привлечение виновных к ответственности. Пинхас Красный выступал перед членами правительства Директории, и требовал принятия незамедлительных мер. Какие-то меры принимались, но они, в большинстве своём, носили сугубо декларативный характер. И, в целом, мало влияли на ситуацию. Судьба Пинхаса Красного сложилась трагически. В конце 1920 года он уехал из Украины. Пожив какое-то время в эмиграции, вернулся. В 1928 году вышла в свет книга Пинхаса Красного «Трагедия украинского еврейства (к процессу Шварцбарда)».На манер приказа от 17 июня 1919 года, направленного коменданту тыла:
...Приказываю провокаторов немедленно расстреливать, уведомив об этом население. В таких случаях необходимо проявлять твердость и решительность, расправляясь с провокаторами по законам военного времени». Государственная казна, как утверждают, перечисляла крупные суммы денег, чтобы как-то компенсировать материальный ущерб, причиненный погромщиками еврейскому населению.
Пропетлюровски настроенные авторы писали, впрочем, как и пишут по сей день, что сам Симон Васильевич к еврейским погромам не имел никакого отношения. Как в силу проводимой им политики; так и присущих ему свойств души. Во всем винят своевольных региональных атаманов, большевистских провокаторов и прочие независящие от центральной власти обстоятельства. Петлюра же выступал против погромов самым решительным образом. Строго наказывал виновных. И издавал однозначные упредительные приказы.Ещё утверждают, что, однажды Петлюра выделил из своих личных средств 15 тысяч польских марок для евреев-беженцев. И, что, как считают, особенно симптоматично одно немаловажное обстоятельство – среди министров Директории с февраля 1919 года по ноябрь 1920 года, числился (случай уникальный и даже выдающийся) министр по еврейским делам.
Не указывает на наличие связи Шварцбарда с ОГПУ; и не исключает её. В защиту Шварцбарда выступили Р.Роллан, А.Барбюс, М.Шагал, Ш.Аш, и многие другие видные представители французской, творческой, в том числе, интеллигенции. Что, во многом, повлияло на общественное мнение. И на вердикт присяжных, соответственно. После освобождения в 1927 году, Шварцбард опубликовал свои воспоминания о Гражданской войне на Украине в лондонской газете «Цайт». В Чикаго вышли в свет две книги Шварцбарда «Ин криг мит зих алейн» («В споре с самим собой»), и «Инем лойф фун йорн» («В потоке лет»). Судя по всему, публицистом Шварцбард оказался более талантливым, чем поэтом. Его книги были одобрительно восприняты и читателями, и критикой. Умер Шварцбард в Кейптауне (ЮАР), в 1938 году. *Шварцбард, человек далекий от религии, в одном из своих выступлений заявил, что его действиями руководил пророк Исайя. Возложил священную миссию и направил, так сказать, руку.То ли в тюрьме вернулся к вере, то ли, что более вероятно, просто решил расширить круг доказательств. Усилить их. Украинские националисты считали, да и считают до сей поры; что руку Шварцбарда направил не пророк Исайя, а агенты ГПУ. Особая роль была отведена резиденту советской разведки в Париже Володину. Володин, как полагали, спланировал покушение и содействовал осуществлению. Документальных подтверждений этой версии нет. Что, в прочем, ещё ни о чем не говорит.
Суд над Шварцбардом состоялся осенью 1926 года в Париже. Присяжные сочли Шварцбарда невиновным в убийстве. Они, пришли к выводу, что речь идет не об уголовном преступлении, а об акте возмездия. И во время суда, и после него было много самых разных суждений. Противоречивых, в значительной части своей. И тенденциозных тоже. Шварцбард и его адвокат Анри Торрес утверждали, что Петлюра ответственен за еврейские погромы, совершенные его войсками на Украине в 1918-20гг. И покушение на него не что иное, как акт мести. Подчеркивалось ещё одно немаловажное обстоятельство – среди жертв погромов было пятнадцать близких родственников самого Шварцбарда. *В Одессе Шварцбард примкнул к большевикам. Активно участвовал в организации отрядов Красной гвардии. Воевал на фронтах гражданской войны. В июне 1919 года Шварцбард оказался в сформированной в Одессе Интернациональной дивизии. В дивизии было много евреев – одесских, бессарабских и немецких (из числа военнопленных). Ещё там были китайцы. В сентябре 1919 года батальон, в который входил Шварцбард разгромили петлюровцы. Шварцбарду удалось спастись. И он вернулся в Париж. В Париже Шварцбард работал часовым мастером в одной из тамошних мастерских. В свободное от работы время Шварцбарда посещала муза. В 1920 году вышла первая книга его стихов на идиш – «Троймен ун вирклихкайт» («Мечты и реальность»). У критиков особенного восторга она не вызвала. Её оценили, как откровенно слабую. Вторую книгу – «Югнт ун либе» («Молодость и любовь»), Шварцбард опубликовать не успел.Увлекся социалистическими идеями. Занимался революционной пропагандой. Участвовал в доставке из-за границы нелегальной литературы и оружия. В 1906 году Шварцбард примкнул к анархистам. По заданию организации оказался в Вене. Где его задержали во время плохо организованного и закончившегося провалом акта экспроприации. В тюрьме Шварцбард пробыл недолго. После четырехмесячного заключения его выслали в Швейцарию. В Швейцарии Шварцбард работал часовым мастером. Весной 1910 года он переехал в Париж. Скорее всего, в силу тяги к перемене мест. В составе Иностранного легиона французской армии Шварцбард участвовал в Первой мировой войне. Был ранен. Отмечен воинской наградой за храбрость. После февральской революции 1917 года Шварцбард очутился в Одессе. Его включили в качестве переводчика в состав французской военной делегации.
25 мая 1926 года на углу улицы Расин и бульвара Сен-Мишель, что в Латинском квартале, недалеко от Сорбонны анархист Шалом Шварцбард застрелил бывшего Председателя украинской Директории Симона Петлюру. Петлюра стоял у витрины книжного магазина. Шварцбард окликнул его. И начал стрелять. Две пули ушли в мостовую. Одна, последняя, застряла в стволе револьвера. Пять попали в цель. Петлюра скончался в больнице через несколько часов после покушения. Шварцбард был задержан прохожими и доставлен в полицию. В полиции Шварцбард сказал, что он отомстил Петлюре за смерть тысяч евреев – жертв петлюровских погромов. Шалом Шварцбард, родился в 1886 году в городе Измаиле, тогдашней Бессарабской губернии, в семье отставного солдата, участника русско-турецкой войны 1877-78гг. Ицхака Швацбарада.
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot