PDA

Просмотр полной версии : Книга Йеошуа


Svetla
16.02.2012, 02:03
.......................ВВЕДЕНИЕ................
.................................................. ........
Книга «Йеошуа» является естественным продолжением Пятикнижия, охватывающего период истории от «берешит» (возникновения вселенной) до смерти Моше в 2488 г. от сотворения мира (или до 1272 г. до н. э.).
В последних строках книги «Дварим» говорится: «И умер там Моше, раб Б-га, в земле моавитской по слову Вс-сильного...» А последующие события описываются уже в книге Йеошуа: «И было после смерти Моше, раба Б-га, сказал Б-г Йеошуа, сыну Нуна: «Моше, раб Мой, умер, и теперь встань, перейди Ярдэн этот , ты и весь народ этот, в землю, которую Я даю им, сыновьям Израиля» (1:1,2).
Но, несмотря на единство и неразрывность линии повествования, Пятикнижие принципиально отличается от всех пророческих текстов, записанных после него, в том числе – и от пророчества Йеошуа. И предупреждение о том, что нельзя объединить две книги в одну, содержится в Дварим: «А Йеошуа, сын Нуна, преисполнился духом премудрости, так как возложил на него руки Моше... И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого знал Б-г лицом к лицу как Моше...» Преемник не сможет заменить учителя, хотя и займет его место. Человек, возглавивший исход из Египта, по мановению руки которого вода превращалась в кровь и расступалось море ,считается пророком такой силы, что его нельзя даже поставить в один ряд со всеми другими людьми, обладавшим даром ясновидения. Поэтому о Моше никогда не говорят «пророк», а называют «учитель наш». Только в арабской традиции существует понятие набель Мусса – «пророк Моше».
Моше обладал способностью выразить неизменные повеления Бога, не привнеся при этом никакой личностной окраски в свои слова. Все остальные пророки поучали народ, указывали ему на его недостатки, ободряли и вселяли надежду, но не были способны раскрыть Б-жественный закон, вечный и не зависящий от времени. Поэтому мудрецы Талмуда, выводя алаху, опирались исключительно на текст Торы и не принимали доказательств, основывающихся на словах других пророческих текстов.

Svetla
16.02.2012, 02:05
Книга Йеошуа занимает особое место в Танахе. Сказали наши мудрецы, что если бы наши предки не грешили и жили по Торе, то не было бы у нас никаких книг Танаха, кроме книги Йеошуа. Дело в том, что большинство этих книг является увещиванием нашего народа пророками и рассказами о том, как евреи грешили и что с ними сделал Всевышний. Получается, что если бы евреи не грешили, то их не нужно было бы увещивать и не случилось бы с ними всех описываемых событий.
Но все это не относится к книги Йеошуа, которая рассказывает нам о завоевании евреями Эрец Исраэль под руководством Йеошуа бин Нуна. Эта книга пришла к нам рассказать о важности Эрец Исраэль.
У горы Синай евреи получили Тору, но просто Тора является замечательной теорией и ей необходимо место применения. А вот Эрец Исраэль как раз и является местом применения Торы, именно тут Тора обретает реальное применение и становится не только теорией, но и практикой.
Поэтому книга Йеошуа, рассказывающая о важности Эрец Исраэль является не только хронологическим, но и логическим продолжением Торы.

Svetla
21.02.2012, 13:03
Преемник Моше и будущий руководитель народа упоминается в Торе в 26-ти местах. Первый раз он появляется, когда на стоянке в Рефедим народ, только что пересекший море, подвергается нападению амалекитян. Он оказывается единственным человеком, которому можно поручить организацию войска для защиты стана: «И сказал Моше Йеошуа: «Выбери нам людей и иди воюй с Амалеком...» (Шмот, 17:9). «И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше, чтобы воевать с Амалеком...» (Шмот, 17:10). Он сумел организовать сопротивление и победить: «И ослабил Йеошуа Амалека и его народ мечом...» (Шмот, 17:13). Уже в тот момент становится понятным, что новый предводитель войска сыграет принципиальную роль при завоевании Земли: «И сказал Б-г Моше: «Напиши это на память в книге и вложи в уши Йеошуа, что Я сотру память об Амалеке из поднебесной» (Шмот, 17:14).
После этого он вновь уходит в тень, и мы встречаемся с ним снова только на стоянке у горы Синай. Йеошуа провожает Мрше, который поднимается на гору, чтобы остаться там сорок дней (Шмот, 24:13). Спускаясь с горы, чтобы вернуться к народу со скрижалями, полученными от Вс-вышнего, первым, кого встретил Моше, был Йеошуа. Преданный слуга так и не отлучался с того места, где он растался со своим господином и учителем и не имел ни малейшего представления о том, что происходит в стане: «И услышал Йеошуа шум народа во зле и сказал Моше: «Звуки сражения в стане». Все то время, пока Моше находился вне стана, ожидая раскаяния народа и исправления путей, «слуга его Йеошуа, сын Нуна, не отлучался из шатра» (Шмот, 33:11). Что делал Йеошуа, когда Моше поднялся на гору, чтобы принести вторые скрижали, неизвестно. Но скорее всего он так же, как и в первый раз, ожидал своего учителя у подножия.

Svetla
21.02.2012, 13:03
Следущий раз Йеошуа упоминается в истории с Эльдадом и Мейдадом. По дороге к границам Земли Израиля вспыхивает недовольство маном и Моше отказывается один руководить народом. Он получает в поддержку семьдесят человек, у которых в тот момент, когда они собираются у Мишкана вместе с Моше, тоже проявляется пророческий дар. Но два человека: Эльдад и Мейдад - начинают пророчествовать в стане. Йеошуа усмотрел в этом оскорбление учителю. Его не интересовал вопрос, как мог открыться самостоятельный, не связанный с Моше источник пророчества и является он истинным или нет. Он сразу же прибежал к Моше со словами: «Господин мой, Моше, возьми их под стражу» (Бемидбар, 11:28).
Подойдя к границам Святой Земли, сыновья Израиля решили отправить разведчиков. Понимая всю проблематичность предстоящей миссии, Моше решил послать с князьями колен (разведчиками) преданного ему человека. В этот момент он изменил его имя с Ошеа на Йеошуа, считая что это должно придать ему силы: дополнительные силы целостного восприятия реальной действительности и того, что скрывается за ней, - ведь буква «йод» подобна точке, симврлизирующей единство и цельность. А буква «эй», с которой начинается имя Ошеа, часто используется для вопроса.
Земля Израиля не постигается через вопросы и ответы - она раскрывается через сердце Йеошуа. Преемник Моше, так же как учитель, является общим, несущим в себе частности, по-своему и его душа вбирает в себя все души. Входя в Святую Землю, он хранит связь с народом, в среде которого пребывает Б-г, и это спасает его.

Svetla
21.02.2012, 13:04
Видимо, именно благодаря силе влияния Моше и его молитве Йегошуа выстоял в испытании. Вместе с Калевом, сыном Йефунэ, перед лицом всего народа они разорвали одежды, услышав от остальных десяти разведчиков слова клеветы на Святую Землю, и сказали «всей общине сыновей Израиля: «Земля, по которой мы прошли, чтобы высмотреть ее, – хороша земля эта очень-очень» (Бемидбар 14:6,7). И когда люди отвергли их слова, Вс-вышний поклялся, что только они из всего этого поколения войдут в пределы святости, а остальные умрут в пустыне (Бемидбар, 14:30).
Когда после тридцати девяти лет блуждания по пустыне началось движение в сторону Земли Израиля, Моше допустил ошибку: собираясь дать воду из скалы, чтобы напоить люднй, он ударил по ней посохом вместо того, чтобы обратиться к безжизненному камню и заставить его подчиниться человеческой речи. Человек, возглавивший исход был наказан: он не сможет войти в Земю Израиля. И тогда ему было велено: «Возьми себе Йеошуа, сына Нуна, человека в котором есть дух, и положи свои руки на него» (Бемидбар, 27:18). «И позвал Моше Йеошуа? и сказал ему перед глазами всего Израиля: «Будь тверд и решителен, ибо ты войдешь с этим народом в эту Землю, которую Б-г поклялся вашим отцам отдать ее вам, и ты дашь им ее в наследие» (Дварим, 31:7).
«А Йеошуа, сын Нуна, был преисполнен духа мудрости, ибо положил Моше на него руки свои, и повиновались ему сыновья Израиля, и поступали, как велел Б-г Моше» (Дварим, 34:9).

Iren Finkilst
21.02.2012, 18:39
Света, а кто это решил что Моше совершил ошибку? И почему за такую ерунду такое строжайшее и несправедливейшее наказание?(N)
И второй вопрос- неужели кто-то верит, что камень может подчиниться человеческой речи?:-O

Svetla
24.02.2012, 10:56
Ирина:"Света, а кто это решил что Моше совершил ошибку?"
Всевышний решил, так написано в Торе в главе Хукат:/11/ И ПОДНЯЛ МОШЕ РУКУ СВОЮ, И УДАРИЛ ПО СКАЛЕ ПОСОХОМ СВОИМ ДВА РАЗА, И ОБИЛЬНО ПОТЕКЛА ВОДА, И ПИЛО ОБЩЕСТВО И СКОТ ЕГО. /12/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И АhАРОНУ: "ЗА ТО, ЧТО ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ МНЕ, ЧТОБЫ ОЗНАМЕНОВАТЬ СВЯТОСТЬ МОЮ НА ГЛАЗАХ У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, НЕ ВВЕДЕТЕ ВЫ СОБРАНИЕ ЭТО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я ДАЛ ИМ!".

Svetla
24.02.2012, 11:48
Ирина:"неужели кто-то верит, что камень может подчиниться человеческой речи?:-O "

Ирина, а кто-то поверит, что камень может подчиниться удару? или что море может разойтись? или что ман может падать с неба? или что трехмиллионный народ может выжить в пустыне в течение сорока лет? Конечно, же в рамках этого материального мира все это невозможно, но мы же говорим о чудесах, а они находятся за рамками этого мира, но Всевышнему, сотворившему эти рамки нет проблемы их нарушить. И именно это должен был продемонстрировать Моше, приказав скале дать воду. Конечно, даже ударив по скале, Моше продемонстрировал чудо, но все-таки оно было уровнем пониже и давало возможность людям подозревать, что просто Моше, как хороший пастух знал, что в этом камне есть вода и своим ударом отворил ей проход. Поэтому Моше должен был продемонстрировать, что скала подчиняется устному приказу.
Раши пишет:"Если бы вы говорили скале и она дала бы (воду), вы тем самым явили бы святость Мою на глазах у (всей) общины, и они сказали бы: "Вот эта скала нема и глуха и в пропитании не нуждается, и она исполняет веления Вездесущего! Тем более мы ("обязаны исполнить Его веление)!""

Svetla
24.02.2012, 12:27
Ирина:"И почему за такую ерунду такое строжайшее и несправедливейшее наказание?"Если бы такую ошибку допустил обычный человек, то она засчиталась бы ему как небольшая ошибка. Но с Моше, который находился на очень высоком духовном уровне, спрос конечно же другой.
Вообще-то, комментаторы выдвигают множество разных обьяснений, при чем вполне логично обьясняющих, почему настолько мелкий на первый взгляд проступок повлек такое тяжелое наказание. Вот например, что пишет об этом Сончино:
"В чем же на самом деле состояло преступление Моше и Аhарона, за которое они были наказаны лишением возможности переступить границы Святой земли, куда с таким упорством и самоотверженностью они вели народ на протяжении долгих лет? Многие комментаторы утверждают, что уровень Моше был столь велик и его отношения со Всевышним настолько высоки и недоступны ни одному из смертных, что Тора даже не пытается объяснить суть его преступления пред лицом Творца. Она ограничивается тем, что называет действие, за которое он был наказан, но не рассказывает, что за этим скрывается. Подобно тому, как место захоронения Моше осталось никому неизвестным, и тот, кто приближается к его могиле, видит ее то впереди, то позади себя, грех Моше, ставший причиной его смерти за пределами Эрец-Исраэль, выше человеческого понимания. Однако мидраш рассматривает 10-й и 11-й стихи как довольно явное указание на непростительную ошибку, допущенную Моше. "Ты постановил, - сказал Моше, обращаясь ко Всевышнему, - что я должен умереть в пустыне, подобно всем людям того поколения, которое гневало Тебя, начиная с исхода из Египта. Прошу Тебя, напиши в Торе, что я отличаюсь от них и был наказан совсем за другой грех, а не за те прегрешения, которые привели их к гибели в пустыне. Нельзя, чтобы будущие поколения сынов Израиля сказали, что человек, через которого было даровано Учение, подобен поколению, прогневавшему Всевышнего и наказанному смертью в пустыне" (Мидраш). "

Svetla
26.02.2012, 10:24
Итак, господа, после длинного вступления, думаю, что настала пора все-таки начать читать текст книги *Йеошуа. Напомню только, что Пятикнижие закончивается тем, что Моше назначает своим приемником Йеошуа, дает евреям свиток Торы, говорит *прощальную речь и после этого умирает.
Сказать, что смерть Моше была большим трауром для евреев - это ничего не сказать. Смерть Сталина для советского народа не идет ни в какое сравнение с тем трауром и ужасом и шоком, которым была смерть Моше для евреев. Ведь Моше был для них всем: он вывел евреев из Египта, был прямым посредником между ними и Всевышним, обеспечивал их всем необходимым (включая еду, питье и пр.), заступался за них перед Всевывшним, с ним евреи побеждали всех врагов и т.д. и т.п. Евреи просто не могли представить как жить дальше без него и кто теперь сможет вместо него обеспечивать все их нужды и защищать их.
Траур по Моше был очень горький и очень длинный и по прошествии тридцати дней Всевышний решил, что пора выводить народ из траура и помочь им жить дальше. И начал Он с обращения к Йеошуа, который был в аналогичном состоянии:

Svetla
26.02.2012, 10:25
Глава первая
(1) И было, после смерти Моше, раба Бога, сказал Г-сподь Йеошуе, сыну Нуна, слуге Моше, говоря:

- Моше, раба Бога - словосочетание "раб Б-жий" очень часто употребляется христианами. По их мнению, все люди - рабы Всевышнего. Совсем не так в иудаизме: мы все ДЕТИ Всевышнего, а не рабы, а Всевышний наш любящий отец. А вот звания раба Всевышнего нужно еще заслужить и его удостоились очень немногие (наши праотцы, Моше, Йеошуа (но только после смерти), Давид)
Рабом Бога называется тот, с кем Всевышний ведет диалог лицом к лицу, а такой уровень доступен лиш человеку, способному полностью устраниться перед Высшей волейю Ведь восприятие пророчества всегда преломляется через призму жизненного опыта человека, его желаний и переживаний, и в результате истина не раскрывается полность во всем величии.
Моше был исключением. Он был похож на раба, который - благодаря своей способности сразу же забыть о себе при виде господина - мог безошибочно угадывать его малейшее желание. Впитать полностью слова Бога - это и означает быть Его рабом.
С уходом Моше из жизни подобный уровень пророчества стал недостижим, а вместе с его исчезновением ослабла и сила молитвы пророков.
- Йеошуе, сыну Нуна, слуге Моше - Моше достиг высочайшего уровня и был назван рабом Всевышнего. Йеошуа же на этот момент достиг чуть меньшего (хотя, конечно же, очень высокого) уровня и был назван слугой Моше. Заметьте, что Йеошуа был одним из самых выдающихся и праведных людей того периода, кроме того, он был главой калена Эфраима, но здесь он назван ни главой колена и даже не учеником Моше (хотя, конечно же он им был, при чем одним из лучших), а слугой Моше. Мидраши говорят, что он был слугой Моше в прямом смысле. Несмотря на свой очень высокий статус он действительль постоянно находился в шатре Моше, где прислуживал ему. И это ценилось выше чем быть просто учеником, потому, что ученик пришел и ушел, а слуга находится постоянно возле хозяина и учится не только на уроках (при чем на всех), но и выучивает много чего просто наблюдая поведением хозяина.

Svetla
26.02.2012, 10:25
(2) Моше, раб Мой, умер; встань же теперь, перейди через Ярдэйн этот, ты и весь народ этот, в землю, которую Я даю им, сынам Исраэйля.Может быть только сейчас Йеошуа осознал, почему Моше, обьявив его своим приемником, положил ему руки на голову. Это не только знак благославения. В этом действии был тайный смысл, связаный с законами служения в Храме:"... и возложит руку свою на голову жертвы...". Моше своим действием уподобил Йеошуа жертве: тот кто несет ответственность за весь народ, не имеет права жить для себя, все его время и все его силы должны быть отданы обществу Израиля.
(3) Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам, как говорил Я Моше.т. е. даже те территории, которые лежат вне границ святости, описаных в Танахе. По закону, после полного завоевания Эрец Исраэль на территории, присоединенные в ходе войны, также будут распространяться все законы, обязательные для земледельцев, проживающих в основной части страны. Иными словами, присоединенные земли также обретут статус святости.(Раши)

Svetla
27.02.2012, 09:10
(3) Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам, как говорил Я Моше. - Всякое место - даже то, которое лежит за пределами границ святости, описаных в Торе(4) От пустыни и Леванона этого до реки великой, реки Перата (Эфрат), – всю землю хэйтийцев, – и до Великого моря к заходу солнца будут пределы ваши.
В Торе три раза описываются границы Эрец Исраэль, но в этой книге Всевышний еще раз повторяет их для Йеошуа, и наверно здесь они даются наиболее четко.
-всю землю хетийцев - эта империя была к северу от Эрец Исраэль.
- до велигоко моря - Средиземное море.
Южные границы тут не оговорены, но судя по дальнейшим действиям прирока Йеошуа, он их как раз хорошо себе представлял, а в этом отрывке уточняются мение ясные ему границы. Через несколько глав мы увидим, что южной границей до которой Йеошу ведет завоеваня является земля Гошен в Египте, та самая земля, которую еще фараон выделил евреям для проживания там. (5) Не устоит никто пред тобой во все дни жизни твоей; как был Я с Моше, (так) буду Я и с тобой: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.

Svetla
27.02.2012, 09:11
(6) Тверд будь и мужествен, ибо ты передашь народу этому во владение землю, о которой Я клялся отцам их, что дам (ее) им. (7) Только тверд будь и очень мужествен, чтобы бережно соблюдать Тору всю, которую завещал тебе Моше, раб Мой; не уклоняйся от нее ни вправо, ни влево, дабы преуспевал ты везде, куда ни пойдешь. (8) Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней, тогда удачлив будешь на пути твоем и преуспеешь.- *Тверд будь и мужествен - обратите внимание сколько раз повторяется этот оборот - только в приведеном отрывке уже 3 раза, а еще до этого в Торе Моше обращается к Йеошуа с этим призывом и еще в этой же главе чуть дальше мы снова его увидим. Во-первых, такое количество повторений данного призыва ярко свидетельствует о том, что Йеошуа, как и весь народ на тот момент прибывал в трауре и полной растерености, он явно не чувствовал еще себя достойным лидером, полным сил и уверености в том, что сможет справиться с возлоденной на него задачей. Во-вторых, несмотря на то, что один и тот же призыв повторяется несколько раз, но это не простое повторение, каждый раз оно подчеркивает какой-то новый аспект, в котором Йеошуа нужно укрепиться:
1-й раз *- в конце книги Дварим Моше по поруению Всевышнего *говорит Йеошуа "Тверд будь и мужественен ибо ты войдешь с народом этим в землю, о которой клялся Б-г... *не бойся (врага) и не трепещи (перед ним)"2-й раз *- уже в книге Йеашуа сам Всевышний, чтоб поднять дух Йеошуа повторяет ему, что тот не должен бояться врагов.
3-й раз - Всеввышний указывает Йеошуа на то, что твердость и мужество он обязан проявлять не только по отношению к врагам, но и быть твердым и мужественным, чтоб постоянно изучать Тору (это касается каждого человека, но руководитель народа обязан больше остальных) и не отступать от написаного в ней никогда (это особенно важно подчеркнуть, ведь правители часто имеют склонность говорить, что Тора Торой, но сейчас остоятельства диктуют совсем другие действия.)- 4-й раз - это уже не просьба, а заповедь запрещающая бояться врага или обстоятельств, а также суровое предупреждение. На это указывает употребление двойного имени "Бог Всесильный", появляющегося в тех случаях, когда речь идет о сочетании двух путей управления миром: принципа милости и принципа строгого суда. Имеется ввиду, что руководитель народа, решая сложнейшие задачи, может ошибиться. Тогда наказание, ниспосланное свыше, укажет путь возвращения на верную дорогу.