Вход

Просмотр полной версии : Суккот


SASHA GilfО
24.09.2010, 16:54
Пожалели пространство сервера. На каждый праздник тему открывать - мб не напасешься:-D :-D

Rais
24.09.2010, 20:55
А я уже две трапезы в сукке провела. Холодно, аж поясница заболела. А если бы еще и спать там пришлось...

Адель Гама
25.09.2010, 05:32
Вопрос: наши соседи (раввин с женой) уехали на праздники, мусор заранее на обочину выставили (у нас сегодня собирают). А сегодня сильный ураган, и их ящики по всей улице разнесло. Я собрала их и отволокла им на ступеньки. Я ж этим шабат не нарушила, правда?

----------------
25.09.2010, 07:39
Конечно не нарушила. Вот если бы ты работала дворником, - тогда, конечно, святотатство. А убирать мусор, как хобби, можно и в шабат.

Адель Гама
26.09.2010, 00:32
Не, ящики их я часто за ними убираю, когда они уезжают надолго, мы вообще друг другу помогаем, но не в шабат. А тут я вроде как трудилась для них в праздник.

Борис Гамути
26.09.2010, 01:24
Идн ,давайте все - таки отдадим должное празднику Суккот. Не будем "размазывать кашу по чистой тарелке" ,но вкратце мораль то праздника надо знать! ( Кстати и пообсуждать можно!) 15-й день сеьмого месяца и праздновать надо семь дней..Просто! Почему шалаши? Да жили наши предки в пустыне в шалашах! ( они бы содрогнулись от ужаса ,увидев те щитовые домики ,которые теперь выдают за сукку) Вообщем надо собрать четыре вида растений( кстати ,это символизирует нашу общность) ,веселиться ( не по полдня, как мы работаем в моэд суккот) Ну а веселиться "перед Богом" ...Все таки мы привыкли к тому что "мы круты" и способны на всё..Но всегда урожай зависил от благоволения свыше и даже теперь не стоит забывать об этом..а вообщем - хороший праздник ! Хаг самеах!

Svetla
26.09.2010, 08:13
Спасибо, Борис, за этот сикум.
Давайте-ка, господа, еще немного глубже копнем. Итак:
1. Назовите какие вам известны названия нашего прадника.
2. Кто такие ушпизин?
3. Что символизируют арба миним (имеется очень много различных обьяснений)?
4. Что есть особенного в мицве "сидеть в сукке" (этой особенностью обладает только еще одна мицва (какая?))?
5. В честь чего мы сидим шалашах? Почему мы живем в шалашах именно сейчас осенью?
6.Сказали наши мудрецы:"«Кто не видел Радости черпания воды, тот ни разув жизни не испытал истинную радость!»". Что это за "радость черпанияводы"? Как делалось это черпание и зачем?
7. В Рош Ашана читаюткнигу Иова, в Шавуот - мегилат Рут, в Пурим - мегилат Эстер и т.д. Акакую книгу принято читать в Суккот и почему?
8. Каковы законы постройки сукки? Каковы ее параметры и почему?
Нуладно, пока достаточно. Проверим какие вы знатоки. Извените, ну оченьуж меня злят ваши заявления, о том, что незачем снова говорить опразднике, так как вы итак якобы все знаете.
Удачи!

Iren Finkilst
26.09.2010, 08:51
1.Праздник Кущей, Праздник Шалашей
2.ушпизин-гости
3.символизируют различные типы евреев
этрог, обладающий и вкусом, и запахом, - это евреи, обладающие знанием Торы и совершающие добрые дела
Лулав- лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, - это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел
мирт - растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела
ива - нет у нее ни вкуса, ни запаха - это евреи, у которых нет ни знания Торы, ни добрых дел
Что же делать Всевышнему со всеми этими разными людьми? И сказал Он: да будут связаны в один пучок и искупают друг друга.
* *У "четырех видов" есть и другие символические значения. Одни из них плодоносят (лулав и этрог), а другие - нет (мирт и ива). Они символизируют и эти различия среди сынов Израиля.
* *Сочетание всех четырех видов растений символизирует единство еврейского народа. Как нельзя выполнить заповедь вознесения лулава лишь с частью из них, так нельзя сынам Израиля обойтись друг без друга. Только вместе могут они выполнить свое назначение в мире.

Svetla
26.09.2010, 09:10
А пока вы обдумываете ответы на вопросы, хочу сделать лирическое отступление и рассказать о моих впечатлениях о празднике Суккот.

У меня этот праздник всегда вызывает, кроме всего прочего, большую радость по поводу выбранного место жительства. Во-первых, очень здорово гулять в Суккот по Кирьят Арбе и видеть повсюду огромное количества различных суккот которые понаставлены везде: на улице, на балконах и даже на крышах. Даже в районах, где проживает восновном светское население тоже немало суккот. А наш двор вообще всегда меня очень и очень радует. Как всегда в нашем дворе строятся 4 большие сукки (примерно по 20-25 кв.м) принадлежащие жильцам певых этажей (эти суккот заполняют все пространство двора так, что остается лишь узкий проход). При этом я всегда отмечаю, что это строительство ведется весело, сплоченно и без скандалов. Несмотря на то, что работы затягиваются до ночи, никто из соседей и не думает скандалить по поводу шума, наоборот, кто-то обязательно выставляет колонки с музыкой, чтоб работа шла веселей. И вот в праздник стоят 4 больших фанерных сукки, прижатых плотно друг к другу. Звукопроводимость, как вы понимаете замечательная, но это никому не мешает, наоборот, сплачивает соседей и когда в одной сукке начинают что-то петь в остальных суккот подхватывают нигун. И все давольны. И никаких сор.

Iren Finkilst
26.09.2010, 09:17
Немного подробнее о втором пункте:Ушпизин-гости.Семь «ушпизин» (гостей) посещают в течение праздника «сукку» каждого еврея, соблюдающего заповеди Торы. Это — души Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида, и каждый из «ушпизин» по очереди возглавляет их всех.
Каждый из этих гостей, каждый из этих отцов нашего народа в свое время познал вкус скитаний: Авраам — ушел из Харана в Кнаан, а оттуда — в Египет; Ицхак странствовал в стране филистимлян; Яаков — бежал в Харан, а в конце своей жизни ушел в Египет; Йосеф — был продан в Египет; Моше — бежал от фараона в Мидьян, а позже, вместе с Аароном, сорок лет странствовал по пустыне; Давид, преследуемый Шаулем, бежал в страну филистимлян, к Ахишу, царю Гата. Читая приглашение «ушпизин» войти в «сукку» — символ скитальческой жизни, мы выражаем надежду на то, что больше не будем странствовать, что больше не уйдем в изгнание.

Iren Finkilst
26.09.2010, 09:17
Чтобы удостоиться посещения этих семи гостей и чтобы праздничное веселье было настоящим весельем, мы должны также приглашать к себе гостей из плоти и крови: мы должны подумать об одиноких, о бездомных, о нуждающихся, у которых нет возможности выполнить заповедь о «суке», и пригласить их под сень своей «сукки», как сказано в Торе: «И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих».

Svetla
26.09.2010, 09:30
Ура!!! Поступил первый ответ. Сейчас проверим:
Ирина:"1.Праздник Кущей, Праздник Шалашей"Правильно. Праздник Шалашей - это и есть хаг Суккот. Праздник Кущей - тоже есть такое название (а еще кое-кто говорит "кучки"), но хоть убейте, я не знаю, откуда оно взялось. Может это связано с ветками крыши или 4-мя растениями? Буду рада,если вы меня просветите. Однако, есть еще как минимум 2 названия из Торы. Жду версий.
Ирина:"2.ушпизин-гости"
Верно. А какие гости имеются ввиду? И откуда вообще взялось это слово, ведь на иврите гости - "орхим"?Ирина:"3.символизируют различные типы евреев..."
Правильно. И спасибо за крассивое обьяснение.
Однако существует еще много обьяснений символики этих 4-ех растений. С нетерпением жду и другие версии.

Svetla
26.09.2010, 09:38
Ирина, спасибо, за замечательное разьяснение по поводу ушпизин. Осталось только разьясненить, откуда взялось само слово "ушпизин". А еще в связи с тем, что Вы написали появился вопрос, а как выполнить заповедь об ушпизин, если не удалось никого пригласить в гости?

А фильм "Ушпизин" действительно замечательный. Я еще не разу не слышала о нем ни одного плохого или посредственного отзыва. Всем очень советую посмотреть. Кстати, в интернете он есть он-лайн.

Iren Finkilst
26.09.2010, 09:49
Ушпизин это на арамейском.Ушпизин и ушпезот(1-е муж.род множ. число, второе-жен.).У меня каждую секунду комп выключается.трудно писать(hu) Если еще раз выключится пойду спать!

Iren Finkilst
26.09.2010, 09:49
пункты4-5.Из всего богатства этих заповедей и обычаев заповедь сидения в шалаше («суке») выделяется особо — так что даже весь праздник называется «Суккот» («шалаши»).
Что же это за заповедь и в чем ее смысл?
На этот вопрос Тора отвечает в книге Ваикра, в гл. 23-й: «В шалашах живите семь дней: всякий коренной житель в Израиле должен жить в шалаше — дабы знали во всех поколениях ваших, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из страны Египетской».
Что это были за шалаши, в которых жили евреи после ухода из Египта?
Мудрецы наши высказывают точку зрения, что речь идет о шалашах в буквальном смысле слова: о временных постройках, в которых обычно живут кочевники в пустыне. Но другая точка зрения говорит, что слово «шалаши» надо понимать в переносном смысле: имеются в виду так называемые «облака славы» — чудесные облака, которыми Вс-вышний окружал со всех сторон народ Израиля все те сорок лет, что они находились в пустыне. Есть мудрецы, которые примиряют две эти крайние точки зрения: они говорят, что сразу после ухода из Египта евреи действительно жили в шалашах, а потом Вс-вышний окружил их «облаками славы».

Iren Finkilst
26.09.2010, 09:50
Однако если заповедь о «суке» призвана напомнить нам об исходе из Египта, не логичнее было бы исполнять ее в месяце нисан — когда, собственно, и состоялся исход из Египта?
Мудрецы наши отвечают: если бы мы делали так, то в факте нашего выхода из прочных домов и поселении в шалашах не было бы ничего необыкновенного. Ведь в месяце нисан, весной, когда теплеет, многие поступают подобным образом, и не было бы заметно, что мы делаем это ради увековечивания какого-то исторического события. Однако осенью, с наступлением холодов, люди обычно уходят из летних жилищ и возвращаются в свои теплые, крепкие дома — мы же в это время поступаем как раз наоборот: уходим из домов и на семь дней поселяемся в шалашах, и потому сразу видно, что в наших действиях заключен какой-то особый смысл.
Праздник Суккот отмечается в пору изобилия и подведения итогов материальным достижениям («плоды гумна твоего и точила»). Естественно, что в это время сердце земледельца наполняется гордостью за свои успехи. Но есть опасность, что это чувство приведет его к мысли, будто «сила моя, руки моей крепость доставила мне все это добро». Так вот, для того, чтобы подчеркнуть, что материальные блага преходящи и достижение их не может быть самоцелью, Тора говорит человеку, с удовлетворением разглядывающему все, что он нажил: именно сейчас уйди из дома твоего — из твоей теплой, надежной крепости, снабженной всеми удобствами, — и смени его на шаткое временное жилище, открытое всем ветрам и беззащитное перед превратностями погоды. Знай, что вся наша жизнь в этом мире — это жизнь в шалаше, покрытом листьями, которые сегодня зелены, а завтра увянут. Единственное твое ценное приобретение — это исполнение заповедей Вс-вышнего и твое духовное обогащение.

Iren Finkilst
26.09.2010, 09:54
6.Мишна в трактате Рош-ашана отмечает, что во время праздника Суккот Вс-вышний решает, сколько воды Он пошлет на землю в наступившем году: будет ли много дождей или, не дай Б-г, будет засуха. Во времена Храма существовал обычай совершать в эти дни возлияние воды на храмовый жертвенник — в знак просьбы послать благословенный, обильный дождями год. Воду торжественно черпали из источника Шилоах около Иерусалима, приносили в Храм и возливали на жертвенник. «Сказал Вс-вышний: Лейте предо Мною воду в праздник — чтобы Я благословил ваши поля дождем».
Вся церемония возлияния воды на жертвенник во всех подробностях описывается в Талмуде, в трактате Сука. Возлияние воды сопровождалось таким весельем, что возникла поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник [симхат бейт ашоэйва], тот никогда в жизни не видел веселья».
Это веселье в наши дни приняло форму, напоминающую о храмовом веселье: ночами холь-амоэд устраиваются праздники, на которых прочитывают все 15 глав Тегилим, называющиеся «Песни ступеней» (главы 120-134). Стих за стихом их распевают хором на особые традиционные мотивы, а между главами провозглашают: «И будете вы в ликовании черпать воду из источников спасения!» Песни, пляски, звуки оркестров, веселые трапезы — так отмечают симхат бейт ашоэйва в наши дни.

Svetla
26.09.2010, 10:08
Ирина, на 5 и 6 вопрос (про причину суккота в это время и возливание воды на жертвеник) Вы ответили замечательно. *А вот 4 вопрос остался без ответа - надеюсь Вы скоро его найдете. Удачи!

Svetla
26.09.2010, 10:10
И про книгу Вы правильно написали. Добавлю только, что ее читают только в ашкеназких общинах.А какой в этом смысл? Почему именно эту книгу?

Svetla
26.09.2010, 10:28
Ирина, я тоже не знаю, почему это принято не во всех общинах. Вероятно, этот обычай проявился уже в то время, когда связи между сейфаржскими и ашкеназкими общинами были стали очень слабыми.

Harry Potti
26.09.2010, 10:32
Коэлет,одно из настоящих имен царя Шломо, то есть "мирный",т.к.за период его царствования не случалось военных конфликтов - крупных, по крайней мере.

Svetla
26.09.2010, 23:32
Ой, Адель, боюсь, что Вы ошибаетесь. На сколько я знаю, хаг кацир *(праздник жатвы) - это еще одно название Шавуота, а хаг гез (праздник стришки овец) - это новый праздник, который попытались ввести в Израиле, но он так и не прижился.
(Я, конечно не все знаю, поэтому, если у Вас, Адель, есть другие сведения на этот счет, то пришлите мне ссылку, пожалуйста. Буду рада узнать что-то новое.)
Но в одном Вы правы, действительно у Суккота есть название связывающее его с урожаем. Только вот какое это название?

Svetla
27.09.2010, 01:07
Раиса, Ирина уже упоминала, что на русском языке Суккот иногда называют праздником Кущей. Но может хоть Вы обьясните мне, что означает это самое слово "кущи" и разве оно имеет отношение к урожаю?

Ludmilla Gonch
27.09.2010, 01:25
Насколько я понимаю, кущи - это тот же шалаш, в более широком смысле и несколько в ином толковании - укрытие.

Svetla
27.09.2010, 01:42
Полазила по интернету и вот что нашла по поводу кущей:

Толковый словарь Ефремовой. "КУЩА - 1) листва, крона дерева (деревьев); заросли, чаща." - совпадает с моей ассоциацией, но от этого не легче. Легче от: "2) устар. Шатер, хижина, жилище".
Ну вот, наконец-то! Толковый словарь В.И.Даля: "КУЩА : -щица, сень, скиния, шатер, наметь, палатка, ставка, шалаш, балаган, курень, навес, беселка; хижина, временная лачуга в лесу, на безлюдьи. *Кущи мн. или кучки южн.зап. жидовский вешний праздник в память странствия с Моисеем; все выбираются из дома в шалаши, кущи..." В одном только ошибся антисемит Владимир Иваныч: не вешний это праздник, а осенний. А так все правильно. Я даже готов принять в лексикон глагол "кущевать", означающий по Далю "жить в куще (близко к татарск. кочевать)"...

Svetla
27.09.2010, 01:45
Вы правы, Людмила, еще одно название Суккота это хаг а-асиф (праздник урожая). Но у Суккот есть еще парачка названий. Назовите их.

Rais
27.09.2010, 01:51
...И всего приличнее было назначить праздник кущей именно в осеннее время года. Евреи вспоминали о том ,как хранил Б-г их в земле непроходной и безводной, — и как, верный Своим обетованиям, Он привел их в землю добрую, в которой без скудости они могут есть хлеб свой. Теперь, осенью, наслаждаясь, после летних трудов, обильными плодами, которые принесла земля обетованная, израильтянин всего живее мог сознавать непреложность обетований Божиих. Назначенный в такое время праздник кущей мог быть празднуем евреями с полною свободою и в полном довольстве. К празднику кущей, говорит Бэр, оканчивались все работы и начиналась зима — время покоя. Каждый имел в своих руках плоды годовых своих трудов, чем благословил его Бог. Все заботы теперь покончились. Ни одно время года не было так удобно для торжественнаго, радостнаго праздника.

Svetla
27.09.2010, 02:17
Спасибо, Людмила.
А я пока подведу промежуточные итоги и добавлю новые вопросы:
1. Назовите какие вам известны названия нашего прадника. - названы: Суккот, Кущи и хаг аасиф. Но это еще не все. Жду других вариантов.
2. Кто такие ушпизин? - получен правильный ответ, хотя если у кого-нибудь есть желание дополнить, буду очень рада.
3. Что символизируют арба миним (имеется очень много различных обьяснений)? - получен только один ответ, жду другие версии.
4. Что есть особенного в мицве "сидеть в сукке" (этой особенностью обладает только еще одна мицва (какая?))? - пока ответов нет.
5. В честь чего мы сидим шалашах? Почему мы живем в шалашах именно сейчас осенью? - получен правильный ответ, хотя если у кого-нибудь есть желание дополнить, буду очень рада.
6. Сказали наши мудрецы:"«Кто не видел Радости черпания воды, тот ни разув жизни не испытал истинную радость!»". Что это за "радость черпанияводы"? Как делалось это черпание и зачем? - получен правильный ответ, хотя если у кого-нибудь есть желание дополнить, буду очень рада.
7. В Рош Ашана читаюткнигу Иова, в Шавуот - мегилат Рут, в Пурим - мегилат Эстер и т.д. Акакую книгу принято читать в Суккот и почему? - получен правильный ответ о том, что это книга Коэлет. Но никто почему-то пока не уточнил, почему именно эту книгу читают.8. Каковы законы постройки сукки? Каковы ее параметры и почему? - господа, помоему, это был самый простой вопрос, но на него почему-то еще никто не дал ответ.Добавляю новые вопросы:9. Что такое Ошана Раба? Откуда она? Как ее осуществляют?10. Что такое Шмини Ацерет?По мере поступления ответов буду добавлять еще вопросы. Кроме того, буду рада услышать рассказы о вашем Суккоте, вопросы, интересные сипурим и т.д.

Svetla
27.09.2010, 04:25
Еще одно лирическое отступление.У нас дома тоже есть сукка, мы ставим ее на балконе. Это очень удобно, не нужно с подносами и кастрюлями далеко бегать. Зато во время ее постройки я всегда вспоминаю Храм, потому что там законы прастранства немного нарушались. Мы тоже при постройке сукки пытаемся нарушить эти законы и который уже год втискиваем сукку на железном каркасе размером 2м*2м на балкон размером 1.90*1.95 Дети, конечно, счастливы и несколько дней подряд занимаются украшением сукки.
Вот сижу я сегодня с ноутбуком в сукке, кайфую, наблюдаю закат. Красота. И думаю при этом, что суккот в этом году особенный. Я не знаю заметили ли вы, но это самый теплый суккот на моей памяти. Сколько я помню суккоты в Израиле, на второй день всегда уже становилось прохладно, поднимались ветра, мы сидели в сукке в свитерах (на 4-ом этаже да еще в горах очень здорово всегда дуло) и обязательно на второй или третий день начинался дождь. А дождь, как вы знаете, это очень плохой признак в Суккот, означающий, что Всевышний на нас сердится и выгоняет из сукки. Слава Б-гу, в этом году Всевышний устроил нам хорошую погоду и не гонит из сукки. Так что год начинается замечательно.

Groth
27.09.2010, 07:08
Суккот еще называют "Праздник Всевышнего".
В Торе сказано: «В пятнадцатый день седьмого месяца (Тишрей), когда Вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Всевышнего семь дней: в день первый -покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Б-гом, Всесильным вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Всевышнему семь дней в году: (это) устав вечный в поколения ваши; в седьмой месяц празднуйте его.
Говоря о празднике Сукот, Тора трижды упоминает о веселье:1. «И веселитесь пред Г-сподом семь дней» (Ваикра, 23);
2. «И веселись в твои праздники...» (Дварим, 16);
3. «И будешь только веселым» (Дварим, 16).
Поэтому в наших святых книгах всюду, где сказано просто «праздник», имеется в виду праздник Сукот.

А Коэлет читают потому, что Суккот — это наиболее радостный праздник. Напомнить человеку, что, при всей радости, каждый из нас несёт ответственность за всё, что мы делаем. Радость перед Б-гом хороша, но не беспечность, безответственность.

Svetla
27.09.2010, 07:58
Коль акавод, Авива! Все правильно. Теперь осталось неназваным только одно название Суккота и оно тоже из Торы и также упоминается в сидурах в молитвах праздника Суккот.


Ладно, раз разгадано 2 вопроса, то я добавлю еще 2:
11. Как определяется кашерность арба миним? каковы их параметры и как их связывают?
12. Какова связь Суккота с остальными народами мира?

Svetla
27.09.2010, 08:03
Жалко, что Александра нет на сайте, я хотела попросить его *рассказать о хабадских обычаях Суккота. Господа, может кто-нибудь может сделать это за него или может кто-нибудь расскажет о других каких-то обычаях.

Harry Potti
27.09.2010, 08:27
Про Коэлет я вчера начал, но не закончил, поэтому получилось бессвязно.Про имя написал для справки-для тех кто не в курсе.Ну, авива ответила на вопрос.Хочу немного добавить.Коэлет(Экклезиаст)-это великая книга, цитаты из которой использовались и используются многими известными и не очень известными писателями и поэтами.Такие выражения, как "все суета сует", "все возвратится на круги своя", "лучше живой пес, чем мертвый лев", "время собирать камни и время их бросать", "все пройдет, как вешняя вода" и многие другие известны даже тем, кто никогда не открывал Библии. А ведь это все из Экклезиаста.Некоторые исследователи ставят под сомнение авторство Соломона, предполагая, что Коэлет мог быть написан после Вавилонского пленения.Не берусь судить.Предпочитаю думать, что авторство принадлежит царю Соломону.Коэлет глубоко пессимистичен, поэтому многие мудрецы были против включения этой книги в Писания, но все таки включили.

Harry Potti
27.09.2010, 08:28
ЭККЛЕЗИАСТ, или КОЭЛЕТ (КОГЕЛЕТ) -
- слова Проповедника в Храме, сына Давидова, царя в Иерусалиме
(вольное поэтическое переложение, выполненное Д. И. Гарбаром).
<f z+1>1.Все суета сует. Все суета.Тщета венчает праздные надежды.Слетают листья дней как ветхие одежды.И обнажается природы нагота.Уходит род и род приходит.Под солнцем их не перечесть.Ну а Земля - была и есть.И с нею ничего не происходит.Восходит солнце. И *заходит.И ветер кровлями шуршит.На север и на юг *спешит.И снова на круги своя приходит.Стремятся реки к морю. И водаВливается. И море все приемлет.Но берега незыблемы. И дремлетВ них море. Дремлет как всегда.Глаз не пресытится смотреть.А ухо звуком не переполнится.Все что свершилось,- не запомнится.Что было раньше,- будет впредь.Я уяснил (мне этих знаний жаль):Безумие и мудрость равны в доле,От многих знаний много боли,А с мудростью грядет печаль.В итоге ждет любого пустота.Кривых зеркал не исправляют.Чего на свете нет,- не исчисляют.Томленье духа остальное и тщета.

Harry Potti
27.09.2010, 08:31
2.Я испытать себя решил вином
И женщинами, и богатством,
Беседой мудрой и военным братством.
Но лодка счастья всплыла кверху дном.
*Зачем мне мудрость и зачем удача?
У мудрого глаза, во тьме бредет глупец.
Ну, пусть ты не пастух, а сам среди овец!
Что в том: безумие и мудрость рядом плачут!
*Зачем же я растил свои хлеба?
Зачем я множил скот в своих стадах?
Зачем среди врагов я сеял страх?
Коль мне начертана обычная судьба!
*Зачем я строил крепости и города?
Зачем пустыни превращал в поля?Зачем, зачем *все это делал я?Коль все пройдет как вешняя вода!
*Зачем я собирал и раздавал
Любовь и нежность.
И красавиц ласки.
Я присмотрелся: все мы маски,
Пришедшие на этот карнавал. *
Я понял: мудр и глуп - одна дорога.
Один конец - работник иль лентяй.
Неважно кто ты - воин иль слюнтяй.
Твоя стезя проложена у Бога. *
Да, все на свете только суета.
Все что дано,- дано от Бога
Кто благ ему,- тому дорога.
Томленье духа остальное и тщета.

Harry Potti
27.09.2010, 08:36
3.Свой срок на свете есть у *разных дел:
родиться время есть и умирать,
сады сажать и вырубать,и убивать,
и воскрешать,и возводить, и разрушать,
рыдать и плакать, и смеяться,
и отыскать, и потеряться,
в толпе плясать и в драке драться,
копить, хранить и тратить,шить и рвать,
есть время говорить и есть молчать,
и камни собирать, и их бросать,
любить есть время, время ненавидеть,
есть время защитить и есть - обидеть,
есть время разговору, тишине,
есть время миру, есть - войне.
Да, время есть для самых разных дел.
И каждому положен свой предел. *
Но знает тот предел один лишь Бог.
И чтобы человек его не мог
Узнать и тем подняться вровень с Богом,
Ему закрыта к истине дорога.
*Он может есть и пить, трудиться и любить,
Но чтобы от всего счастливым быть,
Ему нужна в подмогу Божья Воля.
И что бы не плела стоустая молва,
Но доля человека такова.
Я видел суд неправый и судью,
Бесстыдно лгущего перед *законом.
Но Бог все видел *в деле оном
И лепту каждому воздал свою.
*И я подумал: только Божий Дух,
Что Волей Бога снизошел на человека,
Нас рознит со скотом отвека.
И мы опять скоты, коль он в душе потух. *
Еще я понял: наша доля в том,
Чтоб радоваться праведным делам.
Никто не знает, кто нас встретит там.
Никто не скажет, что нас ждет потом.

Harry Potti
27.09.2010, 08:40
4.Еще увидел я мучения раба
И угнетателей, что в пурпуре и злате.
И силу угнетателей - в булате.
Но утешителей *нам не дала судьба.
И я восславил тех, *кто этот мир
Покинул. Благо мертвым, ставшим тенью.
Но лучше тем, кто не бывал под сенью
Ярма; кто так и не пришел на этот пир.
*Еще узнал *я как бесплодна суета
Того, кто душу завистью сжигает.
Он сам себя на муки обрекает.
Вся жизнь его - томленье духа и тщета
*Еще увидел *я тщету на этом свете,
Когда один. И рядом никого.
Что может быть слабей и горше одного?
Один всегда и перед всем в ответе.
А если двое и спина к спине,
То в стужу им тепло и не страшны напасти.
Tройная нить - нет крепче снасти.
Вдвоем не страшно даже на войне.
И вот еще: ужасна маета,
Когда царь глуп и духом нищий.
А этот юноша - хоть беден и в рубище,
Но он придет на пепелище.
Что, впрочем, тоже лишь томленье духа и тщета.

Harry Potti
27.09.2010, 08:47
5.Да, непременно проследи, идя,
За каждым шагом, коль идешь молиться.
Пусть лучше мысль твоя струится,
Чем шумные слова как капли в час дождя.
*И с Богом говоря, не суесловь.
Он в небесах. Земная мысль убога.
Лишь мудрые слова пусть долетят до Бога.
Пусть будет больше мысли, меньше слов.
*Глупец жужжит словами словно шмель.
И, бросив слово, тут же забывает.
Со словом сдержан будь: давая,
Будь крепок в нем и выполнить сумей. *
Небесной манны не мечтай найти.
В своих надеждах положись на Бога.
Ему лишь одному известна та дорога,
Которой суждено тебе пройти.
*Бывает так: клянет народ
Царя - злодея, обирающего нищих.
Но вот неурожай - народ лишился пищи,
И царь - сам нищий у ворот
.Скупец и ночью теребит ключи.
А разве счастлив жизнью он такой?
Кто честно трудится, тому в ночи покой.
Ну, а скупцу покоя нет в ночи.
*Он позабыл как в этот мир пришел.
Все что нажил, он здесь оставит, здесь.
Богатство, скот, имущество и спесь.
Уйдет таким, каким пришел.
*Но скупец потому и глупец, что трудом
Не порадует *даже близких своих.
Выжимает он пот из себя и из них.
Чтобы все здесь оставить потом. *
Когда же богатство дал тебе Бог,
То он и устроит так,
Чтоб каждый, даже медный пятак,
Ты счастливо прожить смог.
Но если в жадности жизнь прожита
И если богатство твое не от Бога,
То как бы и куда ни шла твоя дорога,
Все это лишь томленье духа и тщета.

Harry Potti
27.09.2010, 08:49
6.Есть зло под солнцем в наши дни:
Вот человек - богат и властен.
Но не дал Бог ему на свете счастья.
Богатства нажиты. Но ни к чему они.
*Живет он много лет, спеша.
Семья вокруг и множество детей.
Но несмотря на тысячи затей,
Все суета, когда болит душа. *
Счастливей выкидыш, чем этот человек.
Ему спокойнее,- он жизни не узнал.
А этот все имел. Но счастья не познал.
Хоть дважды прожил бы Мафусаилов век.
*Он ел и пил, и набивал карман.
Всего на свете перепробовал, спеша.
Но все в утробу. И пуста душа.
Все суета вокруг. И все обман.
В чем жизни смысл? И в чем секрет?
Тебе об этом ведать не дано.
Есть слово правды. Есть. Но где оно?
И много слов, в которых правды нет.
*Так в чем же, в чем бездушья нищета?
Чем честный счастливей злодея?
Узнать все это - глупая *затея.
Все это лишь томленье духа и тщета.

Harry Potti
27.09.2010, 08:51
7.Честное имя лучше, чем елей.День смерти выше дня рожденья.Мы все уйдем. И в этом нет сомненья.Все будем там - лей слезы иль не лей.И в доме плача, с близкими скорбя,Скорбящий, вознося молитву Богу,И к самому себе примерит ту дорогу.Что ждет в конце пути его, меня, тебя.Печаль смягчает каждое лицо.И лучше слушать обличенья умных,Чем смех и вопли неразумных.Не учит курицу яйцо.Смех глупого - треск *хвороста в огне.И громче всех смеется неразумный.Печаль под пеплом смеха видит умный.Как много пепла довелось увидеть мне...Гордыня тоже глупости удел.Бывает, эта хворь разит и мудреца.Подарки, похвальба - удел глупца.Терпение - величия удел.Не говори: сегодня хуже, чем вчера.Нет мудрости в сравнении таком.Кто знает, что нас ждет потом.Вслед *за восходами приходят вечера.Кто мудр на свете, тот и свят.Кто мудр, тот на земле избранник.Проходит он по жизни - божий странник,В сияньи серебристых лат.Но нету дела без греха.Да, грешен раб, ругая господина.Но он не бессловесная скотина.И вспомни, нет ли у тебя такого же греха.И взирая на опыт и мудрость мирскую,Понял я, что таят в себе женские руки,Как силки обрекая мужчину на муки.Понял я, но по ним все равно я тоскую.Смотрю. И тысячи передо мной проходят.Бог создал их и дал им верный путь.Они же норовят с него свернутьИ стежками кривыми ходят.

Harry Potti
27.09.2010, 08:55
8.Лишь мудрость украшает человека.
Лишь мудрость укрощает *зло.
Кто мудр, тому на этом свете повезло.
От века было так - до века.
*Приказ царя - всем на земле закон.
Но есть Закон на небе - Слово Бога.
А как сказать царю - Мой царь, не та *дорога!
Как убедить его? И как услышит он?
*Для всякой вещи есть свой день и час.
Но как об этом человек узнает?
Кто скажет истину ему? Кто правду знает?
Одна могила не минует нас. *
Я видел: власть в руках скота.
Он рад, что над людьми царит.
Но вот он умер, похоронен и забыт.
Все это лишь томленье духа и тщета.
*Зло потому творится средь людей,
Что наказанья срок известен только Богу.
У Бога разные протоптаны дороги.
Свое получит жертва и *злодей.
*Бывает так, что жизни маета
Грядет на праведника. А злодей
Вкушает благо до скончанья дней.
Но это лишь томленье духа и тщета.
*Лишь одно человеку *дано:
Есть, и пить, и веселиться.
Бог заповедал *ему трудиться.
И не заглядывать жизни на дно. *
Смысл бытия не подвластен уму,
Как не искал бы мудрец ответа.
Только Богу известно это.
Но он не скажет сего никому.

Groth
27.09.2010, 08:55
Суккот - время сбора урожая, праздник плодородия. В Торе установ-лено, что от плодов Земли Израиля надо отдавать десятую часть на нужды левитов и бедняков. Отрывок из Торы, в котором говорится о деся-тине (Второзаконие 14-16), входит в чтение Торы на Шмини Ацерет. Отдавая десятину, мы признаем над собой власть Бога, признаем, что Ему принадлежит весь мир, мы же лишь получили право распоряжаться некоторой частью этого мира, которую Он выделил нам. И, конечно, мы должны поделиться с теми, кто занят службой Всевышнему и с теми, кто обеднел. Более того, продукты Земли Израиля, от которых не была отделена десятина, считаются вообще некошерными.
Для тех же, кто не занимается выращиванием плодов Земли Израиля, десятину заменяет цдака. Это ивритское слово только очень приблизи-тельно можно перевести словом "благотворительность", как это делают обычно. Дословно оно означает "акт справедливости", т.е. давание цдаки не является актом милосердия, за который мы заслуживаем благо-дарности, но нашей обязанностью, подобной уплате долга.
Таким образом, Суккот - праздник урожая и десятины. Взаимоотношения еврея со страной Израиля и через нее - с Богом не исчерпывают-ся отделением десятины. Человек собрал богатый урожай. Он отделил десятину, но оставшаяся часть урожая достаточно весома. Он наполнил свои амбары, он получил справедливое вознаграждение за недели и ме-сяцы тяжелого труда, получил право радоваться. Суккот - "время ве-селья нашего", и это замечательно. Но существует опасность, что может возгордиться его сердце, и будет он думать: "Своим умом, силой рук своих приобрел я себе все это богатство". И еще: размышляя о работе и богатстве, человек может решить, что это и является главной целью его жизни. Поэтому сказано ему именно в это время: покинь свой дом, и иди в шалаш, и дрожи там от холода и от дождя, и понимай, что "Богу принадлежит земля и все наполняющее ее, вселенная и живущие в ней". (Псалмы 24:1). Когда ты покинешь этот мир, запасы зерна, вина и олив-кового масла останутся позади, и в Будущий Мир ты возьмешь с собою лишь "запасы" Торы, исполнения заповедей и добрых дел.

Groth
27.09.2010, 08:56
И потому в Суккот читают Экклезиаст, написанный мудрым царем Соломоном, самым богатым человеком в Израиле.
"Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровищ царей и государств; завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы. И возвысился я более всех, кто был до меня в Иерусалиме, и мудрость моя помогала мне. И ни в чем, что очи мои просили, я не отка-зывал им, ни от какой радости не удерживал сердца своего, ибо радова-лось сердце мое от всех трудов моих, и это была моя доля от трудов моих. Но оглянулся я на все дела свои, что сделали руки мои, и на труды, что я свершил, и вот, все суета и погоня за ветром, и нет в том преиму-щества перед солнцем" (Экклезиаст 2:8-11).
В соответствии с традиционной еврейской системой ассоциаций, в которой написан Экклезиаст, под словом "солнце" имеется в виду Тора (а под "луной", например, может подразумеваться Израиль - см. "Рош hа-Шана"). Таким образом, царь Соломон говорит нам: "Тщетна жизнь и труды того, кто чем-либо заменит себе солнце - Тору - и тратит свою жизнь на бездуховные цели". Этому же должна научить нас жизнь в ша-лашах в Суккот.

Harry Potti
27.09.2010, 08:58
9.Познал я премудрость: все в Божьей руке.
Ты можешь грешить или праведно жить,
Но сколько тебе в этом мире кружить
*Известно лишь Богу, чей *рот на замке.
*Вот это и плохо, что скованы вежды.
Жил в зле иль в добре, сеял смерть или жизнь,
Равны все. И каждый в могилу ложись
Без всякой на божию милость надежды.
*Живому псу все лучше в мире быть
,Чем мертвому, хоть царственному льву.
Живой, пусть даже он сейчас в хлеву,
Надеется на то, что лучше будет жить.
*Любви и ревности у мертвых больше нет.
О них и память будет предана забвенью.Отсюда вывод - радуйся мгновенью.
Поскольку после жизни жизни нет.
Пусть делает твоя рука все то,
Что сделать ты сейчас, сегодня в силе.
Ни знания, ни мудрости в могиле
Нет и не будет. Там одно ничто.
*Но человек не знает жизни срока.
Как в сети рыба, как в силках птенец,
Так человек находит свой конец
В глубинах времени, в пучинах рока.
* Еще вот притча: в городе одном
Мудрец - бедняк людей спас от осады.
Но только разобрал народ преграды,
Как тут же и забыл о нем. *
И все же: мудрость в нужный миг,
Произнесенная спокойно, тихо, просто,
Пусть человеком маленького роста,
Важней, чем великана громкий крик.
*Да, мудрость лучше воинских орудий.
Но много доброго погубит мелкий грех.
Один, но погрешивший,- среди всех
Способен поломать все, что создали люди.

Harry Potti
27.09.2010, 09:02
10.Как зловонье мертвой мухи портит мирру,
Так глупость человеку портит честь.
В народе мудрый есть и глупый есть.
И оба качеством своим известны миру.
*Коль гнев начальника сверкает над тобой,
Держись подальше от того, кто гневен.
Пусть гнев как молния сверкает в небе,
Будь кроток. Но останься сам собой.
*Под солнцем много злого видел я:
*На лошадях сидят презренные рабы,
Красавицы с горбами от судьбы.
И как рабы в пыли бредут князья.
*Коль роешь яму, так рискуешь
В нее упасть когда-нибудь.
А рушишь изгородь, так не забудь,
Что к змеям жалящим ты сам взыскуешь. *
Тупой топор опасен для того,
Кто расколоть пытается дрова.
Коль лезвие ты точишь о слова, *
Так дров ты не получишь от него.
Слова глупца и жало змея
Едино жалят. Но глупец
Словами злыми сам себе конец
Готовит, жизни не жалея.
Беда земле, коль царь ее отрок.
И коль князья для пресыщенья жрут.
Они страну до донышка протрут.
А там и им наступит срок.
*От лености обвиснет потолок.
Коль руки упадут, то потечет и он.
И дом посыплется со всех сторон.
Ленивый сам себе готовит срок. *
Приносят пиршества веселье и добро.
И удовольствие на них испытываем мы.
Но коль за пиршеством пробудем до зимы,
То за безумие сие заплатит серебро.
*Совету внемли: о царях и в мыслях не злословь.
Не говори о богачах и в спальне ничего.
Не ровен час, сова иль мышь из дома твоего
Кому не надо принесет пучок нескромных слов.

Harry Potti
27.09.2010, 09:04
11.Все возвратится на круги своя.
Хлеб, пущенный по водам, вновь вернется.
Но что из облака на нас прольется?
И в чем заключена судьба твоя? *
А разве ведомы тебе пути ветров?
И как зародыш в чреве женщины живет?
Как кости попадают ей в живот?
И почему тот болен, тот здоров?
*Сей семя утром, вечером ложись.
И с радостью встречай грядущий день.
Но помни, что грядет могилы сень.
Ты человек. И это просто жизнь.
*Пусть Бога не закроет суета.
Ждет впереди любого Божий Суд.
Печаль и радость - все учтется тут.
Томленье духа остальное и тщета.

Harry Potti
27.09.2010, 09:06
<f z+1>12.Помни Создателя твоего
В дни юности и в дни любви,
В дни горя, коих не зови,
Доколе не затмилось солнце,
Доколе лунный свет в оконце,
Доколе звезды в небесах,
И души не объемлет страх,
И не закончилось терпенье,
И не замолкли дщери пенья,
В округе не отцвел миндаль,
И ближний не отчалил *вдаль,
Доколь серебряная цепь не порвалась,
И золотом повязка тешит глаз,
Доколь кувшин с водою цел,
И сам судьбой не взят ты на прицел,Доколь колодезное колесо вертится,
И вьется над *стрехою птица,
Доколь не превратился в прах
Врагам на радость и друзьям на страх,
И дух не возвратился к Богу,
И не отправился в последнюю дорогу,
И ты еще у дома *своего,
Помни Создателя твоего!

Groth
27.09.2010, 09:14
Светлана, еще Праздник Суккот называется в Торе "временем нашего веселья", потому что прочный дом, достаток и прочие богатства приносят радость лишь тогда, когда человек понимает, что они в жизни - не основное, что они - лишь инструмент для выполнения его человеческой задачи; и они становятся источником несчастья, если человек порабощается ими.

Svetla
27.09.2010, 09:18
Гарри, спасибо за такой подробный рассказ и приведенный текст. Хотя, если кто хочет прочесть не поэтический пересказ, а более точный перевод, то его можно найти здесь:
***********.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm#qc

Авива и Вам спасибо большое и за дополнение по поводу Коэлета и за обьяснения смысла праздника, а также за то, что наконец-то назвали последнее недостающее название праздника которое я так долго ждала: зман симхатейну (время нашего веселья).

Harry Potti
27.09.2010, 09:23
Какой должна быть СУККА?
Для того, чтобы сукка была "кашерной"— то есть соответствовала *требованиям, которые предъявляет Тора, необходимо выполнение ряда условий.
«Сукка» не должна располагаться ни под каким строением, она не может быть накрыта никаким навесом — но должна находиться под открытым небом. Сначала воздвигают ее стены. В крайнем случае достаточно, чтобы настоящих стен было две, а третья символизировалась бы лишь доской шириной не менее 10 см (тефах). Длина и ширина «сукки» должны быть не менее 70 см (7 тфахим), а высота ее от земли до «схаха» (крыши из веток) — не менее 80 см и не более 10 м.
«Схах» должен состоять из растений — но обязательно из сорванных, срезанных или срубленных. Нельзя использовать как «схах» ветки дерева или кустарника, растущего из земли. Принято также использовать в качестве «схаха» циновки — однако они должны быть сделаны специально для «схаха» и их нельзя использовать для иной цели.

Harry Potti
27.09.2010, 09:25
Нужно позаботиться, чтобы «схах» был густым — чтобы внутри «сукки» тени было больше, чем солнца. То есть чтобы в полдень, когда солнечные лучи падают почти отвесно, тени внутри «сукки» было бы больше, чем солнечных зайчиков. Нельзя, однако, делать «схах» слишком плотным: необходимо, чтобы ночью сквозь щели в «схахе» проглядывали звезды. Стоит помнить правило: если в «суке» солнца больше, чем тени — она негодна, но если сквозь «схах» не видно звезд — «сукка» кашерна.
«Сукку» принято, по мере возможности, украшать. Слова Торы «Это — Б-г мой, и я прославлю Его» мудрецы наши истолковывают так: прославляй Б-га, стараясь исполнять заповеди как можно красивее. То есть постарайся, чтобы твоя «сукка» была красивой, чтобы у тебя был прекрасный «талит», и т. п. Есть обычай украшать «сукку» теми семью видами плодов, которыми славится Страна Израиля, красивыми картинками, на которых написаны связанные с праздником Суккот цитаты из Танаха и перечислены «ушпизин» , занавесями и т. п.
Главная часть заповеди — это ночевать в «суке». Тора повелевает: «в шалашах живите семь дней», а наиболее яркий признак того, что человек живет здесь, — это если он здесь ночует.
Нельзя есть вне «сукки» в течение всех семи дней. В начале каждой трапезы мы произносим особое благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам жить в шалаше!»

Svetla
27.09.2010, 09:33
Гарри, Вы хорошо начали писать про законы строительства сукки, можно я позадаю Вам еще вопросы на эту тему, "Раз уж ты такой искусный в энтом деле полиглот!"?
(Вот такая я вредная)

Svetla
27.09.2010, 10:16
Гарри:"Сначала воздвигают ее стены."
Почему сначала стены? Почему нельзя сделать каркас и крышу, а потом заняться стенами?
Гарри:"Длина и ширина «сукки» должны быть не менее 70 см (7 тфахим), а высота ее от земли до «схаха» (крыши из веток) — не менее 80 см и не более 10 м."
Что это за интересные параметры? Откуда они? Что это за сукка размерами 70*70*80? Кто в нее влезет? И почему не может быть крыша выше 10м? Каким может быть зазор между стенкой и полом?
Гарри:"«Схах» должен состоять из растений — но обязательно из сорванных, срезанных или срубленных."Все ли растения подходят для того, чтоб их ветки стали схахом? Все ли материалы подходят для этого? Из чего можно делать стены? Есть ли для них какие-то критерии? За какое время до наступления праздника можно начинать строить сукку? Если, например, человек не убрал сукку после окончания предидущего праздника и она простояла у него целый год, можно ли ее снова использовать?

Svetla
27.09.2010, 10:20
Гарри:"Главная часть заповеди — это ночевать в «суке». Тора повелевает: «в шалашах живите семь дней», а наиболее яркий признак того, что человек живет здесь, — это если он здесь ночует."
Гарри, я на самом деле не уверена, что главная часть заповеди это именно спать в ней, помоему, кушать важнее. При чем, впринципе, пить и кушать фрукты и овощи можно и вне сукки, а всякие мучные изделия и трапезу с хлебом уже обязательно в сукке. Отсюда вопрос: кто обязан кушать в сукке? кто обязан спать в сукке и кто обязан делать "нетилат лулав" (благославлять четыре вида растений)? А кто от этого всего освобожден?

Harry Potti
27.09.2010, 10:24
Освобождены женщины.Мужчины обязаны, за исключением тех кому не позволяет здоровье

Harry Potti
27.09.2010, 10:27
обязанность спать в сукке более важная, чем обязанность есть и пить в сукке. Ведь можно перекусить что-нибудь и тем более выпить воды вне сукки, но запрещено даже вздремнуть вне сукки

Svetla
27.09.2010, 10:38
Гарри:"Освобождены женщины.Мужчины обязаны, за исключением тех кому не позволяет здоровье"
Освобождены от чего и почему?
Гарри:"запрещено даже вздремнуть вне сукки"
Вы в этом уверены? А если в автобусе заснул, то что, нарушил заповедь? А вот хабадники и некоторые другие хассиды вообще не спят в сукке, Вы не знаете почему? Неужели хабадские рабаним не знали алаху? (Эх не хватает тут Александра, Вы бы с ним быстро в личке проконсультировались).

Harry Potti
27.09.2010, 10:53
А где Александр? Про хабадников -почему они не спят в суке.
Известно высказывание Мителер Ребе по поводу сна в сукке: «как можно спать в „макифим де-бина“» (окружении сфиры бина).И смысл этого в том, что в сукке светит сильный Божественный свет.И так как в ней светит такой сильный свет, то как можно вообще спать там!

Svetla
28.09.2010, 06:37
Напоминаю вопросы:
1. Назовите какие вам известны названия нашего прадника. - названы: Суккот, Кущи и хаг аасиф, хаг и зман симхатейну. Браво.
2. Кто такие ушпизин? - получен правильный ответ, хотя если у кого-нибудь есть желание дополнить, буду очень рада.
3. Что символизируют арба миним (имеется очень много различных обьяснений)? - получен только один ответ, жду другие версии.
4. Что есть особенного в мицве "сидеть в сукке" (этой особенностью обладает только еще одна мицва (какая?))? - пока ответов нет.
5. В честь чего мы сидим шалашах? Почему мы живем в шалашах именно сейчас осенью? - получен правильный ответ, хотя если у кого-нибудь есть желание дополнить, буду очень рада.
6. Сказали наши мудрецы:"«Кто не видел Радости черпания воды, тот ни разув жизни не испытал истинную радость!»". Что это за "радость черпанияводы"? Как делалось это черпание и зачем? - получен правильный ответ, хотя если у кого-нибудь есть желание дополнить, буду очень рада.
7. В Рош Ашана читаюткнигу Иова, в Шавуот - мегилат Рут, в Пурим - мегилат Эстер и т.д. Акакую книгу принято читать в Суккот и почему? - получен правильный ответ и хорошие комментарии. 8. Каковы законы постройки сукки? Каковы ее параметры и почему? - вопрос в процессе обсуждения. Добавляю новые вопросы: 9. Что такое Ошана Раба? Откуда она? Как ее осуществляют? 10. Что такое Шмини Ацерет?

11. Как определяется кашерность арба миним? каковы их параметры и как их связывают?
12. Какова связь Суккота с остальными народами мира?



Также идет обсуждение вопросов обязаности еды и сна в сукке.
И еще буду рада вопросам, историям и различным традициям Суккота.

Аlexander
29.09.2010, 06:57
Завтра утром особенный день Праздника Суккот который называеться Хошана Рабба... *Мы конечно веселимся в Суккот, ведь это Праздник Радости, но одновременно мы молимся о спасении. *Мы веселимся что Б-га дает нам шанс проживать внутри его объятий, принять в свое сердце свет Сукки который являеться светом Шxины, принять этот свет в сердце посредсвом любви разнообразия которая включена в четыре растения Лулава который мы прижимаем близко к сердцу... *В день Хошана Рабба мы говорим молитвы Йом Киппура о том чтобы Б-г спас нас...
Дай Б-г нам год света и добра, дай Б-г нам год Машиаха!

Аlexander
30.09.2010, 01:37
Сегодня вечером начинаються праздники Шмини Ацерет и Симхат Тора. *Веселье в эти праздники являеться сосудом для потенциалов которые находяться вне любого рода системы и следовательно способны действовать вне систем и правил... *Как известно хассидское высказывание "Симха порецет кол ха гдарим", - Радость ломает все ограничения. *Самый лучший метод спустить этот свет в наш мир в этот год это посредством вселеых танцев, желательно со свитоком Торы на руках! *Такое веселье вы найдете начиная с сегодняшнего вечера во многих Синагогах, а вне Израиля и в пятницу тоже т.к. там Шмини Ацерет и Симхат Тора празднуються в разные дни в отличии от Израиля... *Желаю всем веселых праздников и веселого года!

Oksana-K
12.10.2011, 20:48
Поздравляю всех калейдоскоповцев с праздником Суккот!
(D) (D) (D) (D) (D) (D) (F) (F) (F) :-D

Елена Кадинави
13.10.2011, 01:44
Божественный праздник весёлый Суккот,
Украшенный зеленью добрых мицвот*.
Прогонит невзгоды на целых семь дней,
В сукке** твоей радость и счастье в моей.
Хоть крыша с прорехой в еврейской сукке,
Сжимаю я веточки в правой руке.
То веточки - фиговой пальмы побег,
Пахучего мирта и ивы от рек.
А в левую руку этрог положу.
Дары те природы, в пучок завяжу.
Они ведь творенье и рук наших плод,
Пучок этот жив,как еврейский народ.

Bogracheva
13.10.2011, 20:53
Для многих людей, потерявших своих близких во время войны, самыми родными становилисЬ друзЬя и соседи; не обошло это и нашу семЬю.
В связи с евр. праздниками вспоминаются *интересные моменты , запавшие в памяти:
постройка т. наз .шалаша- Сики ( как наз. в нас).
Я помню"" *азы"" строителЬства, а как же не помнитЬ, когда в доме с огромным двором живут одни евреи- 6 *семей . Уж оченЬ хочетЬся вспомнитЬ всех так наз. родных
Рива Ящикман- интел. старушка вдова- дочЬ Раввина и жена евр. учителя из Бричан, сын Миша, *поведавший много после попытки нелегалЬно * бежатЬ заграницу, но дочери *Леи удалосЬ перейти границу и житЬ в Израиле, она вышла замуж за учёного( *ботанника), он посылал *свои труды с красивыми картинками, *они так нравилисЬ мне.
СемЬя Веленкин и семЬя Каценелинбогин из Белоруссии- оченЬ религ., как и мои родители были.
Хозяин всего *всего дома- доктор Иосиф *Кан , один из 20 тыс., *Черновицких спас. ( жил в своём *доме *во время ВОВ)

Bogracheva
13.10.2011, 20:57
Да, о моих родителях, оказывается,я *и знала менЬше всего:об отце вообще почти ничего *до недавнего времени. наверное это было оправдано на тот момент.
Город был насыщен ""нашими""- ведЬ это Черновцы, где почти каждый *жителЬ и теперЬ кое-что мог бы рассказатЬ на евр. языке.
Праздник начинался весной, когда доктор. Кан, сам или нанимая людей, высаживал кукурузу, приговаривая, что шалаш будет в этом году *красивее чем в прошлом!
Стебли так здорово смотрелисЬ *и запах кукурузы сопровождал наше торжество, казалосЬ, что придумали его просто для хорошего аппетита,да, крыша была *полна ароматом *и экзотикой!
Папа руководил "парадом", скалачивая стенки, а ЛозЬка и БорЬка Виленкины наперегонки стараясЬ унести чем поболЬше *досок и кукур. стеблей, прибегали * запыхавшисЬ , но с чувством особой гордости. Затем внутри "помещения" ставилисЬ *длинющие скамейки вокруг наспех, но надежно *поставленного из свежих досок стола, т.как никто не знал сколЬко "любителей" * повеселитЬся придут, и особенно поестЬ.

Bogracheva
13.10.2011, 21:00
На столе постоянно стояла *закрытая посуда с мёдом для всех желающих, *да их *было много этих *посетителей: от ув. соседей до *одиноких стариков, которые и жили толЬко ожиданием этого праздника, где еды готовили неимоверное количество, считая, это болЬшой Мицвой.
Иногда нам, особенно малЬчикам конечно, родители делали поблажку, разрешая не идти в школу, так как *написатЬ записку в школу на 1 денЬ не составляло труда (о чём-нибудЬ и как -нибудЬ). А теперЬ спрашивается, как же нам, детям забытЬ те денЬки.
Людей *на торжества "валило" множество, ведЬ в то время *ворота с секюрити не были в моде , не говоря уже об апоинтменах, люди *были в своём болЬшенстве проще и *и от души приветливы.
Да и угодитЬ дворнику д. Васе было проще- собратЬ мешок с хлебными отходами, а то и пару рублей подкинутЬ, то он и вовсе забывал на время дорогу к нам., а когда *моя мама Шурочка помогала *ему в составлении тех или иных документов ( он был малограмотный), то * было понятно, что его достаточно задобрили.
Поэтому праздник Суккот состоялся у нас всегда при любой "погоде"

Bogracheva
13.10.2011, 21:09
Вот Вам и воспоминания о тех далеких годах и о празднике, который проходит в настоящее время, *пустЬ у всех всё будет хорошо, Умэин!

Svetla
16.10.2011, 06:11
Хаг суккот самеах, господа!!!Как проходит праздник суккот? Ощущаете ли атмосферу праздника? Удалось ли посидеть в сукке в этом году? Много ли в вашем райне суккот? И конечно же, хотелось бы поговорить о законах и смысле этого праздника. Можно продолжить викторину (хотя судя по молчанию, она мало кого интересует) или можно просто пофилосовстовать на тему праздника. Может у кого есть что-нибудь интересное сказать или спросить на тему праздника?

Svetla
16.10.2011, 06:23
У нас тоже было весело тесно и вкусно. В сукку 2м*2м вместили стол и обеспечили посадочными местами 12 человек вокруг него. Все-таки иногда я начинаю сомневаться в нерушимости законов пространства...

Svetla
16.10.2011, 06:24
Оксана, вообще-то у нас остались вопросы еще с прошлого года и я не знаю продолжать ли старую викторину или начинать все поновой. Как считаешь?

Svetla
16.10.2011, 06:36
Вопрос номер раз:
От какого слова происходит слово сукка? Вопрос номер два: Как эту самую сукку строить (каковы должны быть ее параметры и материалы для строительства)?

Svetla
16.10.2011, 06:51
Борис, Вы привели перевод слова сукка, а я спрашиваю от какого слова произошло само ивритское слово сукка. Ведь мы могли для обозначения шалашей использовать слово "оэль" (шатер, палатка), но используем именно слово сукка. Почему?

Svetla
16.10.2011, 07:02
Вот теперь верно. Слово сукка происходит именно от слова схах. А словом схах называется крыша сукки отвечающая определенным требованиям алахи.
А вот каковы требования алахи для схаха? Вы верно написали, что он должен быть непрочен. А нас сколько непрочен? Каковы критерии? И что значит крыша должна быть дырявая? На сколько она должна быть дырявая? И из каких материалов ее можно строить?

Борис Мэв
16.10.2011, 07:05
я знаю светлана что мы должны видеть сквозь крышу звезды. строить ее можно только из растений вроде пальмовых веток.

Svetla
16.10.2011, 07:09
Людмила:"чтобы были видны звезды и попадал дождь....."Людмила, это верно, но остается вопрос насколько редкой может быть крыша. Достаточно ли положить на большую суку пару пальмовых веток и этим ограничется? И можно ли вообще обойтись без крыши, ведь звезды и так будут видны?

Svetla
16.10.2011, 07:16
Борис, насчет звезд верно, а вот строительным материалом могут буть не только пальмовые ветки (и в этом можно убедиться прогулявшись в суккот по Иерусалиму или другому религиозному поселению).
Украшать сукку - крассивый обычай, но не заповедь (в хабаде вообще не принято украшать сукку)
Борис:"все ;-) пусть другие отвечают.чувствую себя первклассником двоечником"
Борис, Вы как опытных двоечник вполне можете воспользоваться подсказкой инета и погуглить, а я сделаю вид, что ничего не заметила.;-)

Аlexander
16.10.2011, 11:18
Сегодня в чтении Пророков говорилось об ангелах крылья которых покрывали Ковчег Завета в Храме... *Слово "покрывали" - "исоху" имеет общий корень со словом "сxаx" - покрытие Сукки... *В Сукке наша будничная жизнь покрыта Шxиной, божественным присутсвием.

Svetla
17.10.2011, 05:22
А что ответов на вопросы больше не последует? Так никто и не даст ответ на вопрос как и из чего можно делать крышу суки?

Ну вот скажем можно ли делать крышу суки (схах) из полеотелена? а из ткани? а из веток и листьев? а из тростника? а из железа? а из дров? а виноградную лозу можно? а доски подойдут? и т .д.?
Какие будут предположения?
(Господа, активнее, Суккот скоро кончается а мы еще не определились как сукку строить....)

Аlexander
17.10.2011, 12:16
Крыша Сукки должна быть из матерьяла который не может стать ритуально нечистым. Например, ветви пальмы или хвойных деревьев или любых других деревьев или стебели камыша или кукурузы. *Но не плоды (которые могут стать ритуально нечистыми) и не продукты из дерева или листвы которые предназначены для чего либо кроме покрытия Сукки, как например бамбуковский забор или коврик... *И еще то что покрытие Сукки не может быть растением которое не срезано, как например если виноградные ветви покрывают Сукку то они не пригодны для Сxаxа пока их не обрежут и не положат на Сукку заново... *Так и ветви деревьев над Суккой не пригодны пока они не срезаны с дерева. *Кстати, Сукка должна быть под открытым небом. *Если Сукка под деревом например то она не кошерна. *Ну и конечно то что Сxаx кошерен лишь тогда когда он создает больше тени чем сквозь него проходит света.

Svetla
18.10.2011, 06:59
Браво, Александр!!! Хотя в твоих знаниях этих алахот я никогда не сомневалась, мне и в голову не могло прийти, что ты мог не учить масехет Суккот. Жаль только, что ты оказался единственным знатоком этих вопросом в этой группе.
Ладно. С крышей вроде выяснили, теперь давайте выясним из чего строят стены сукки? А заодно и размеры сукки...

Аlexander
18.10.2011, 08:00
Ну для этого достаточно изучить любой краткий свод Законов Суккота. *В Талмуде обсуждаються куда более интересные вопросы типа двух-этажной Сукки. *Со стенами дело проще. *Их должно *быть как минимум три а лучше 4. *Они должны быть достаточно упругими чтобы их не слишком шатало ветром. *Конечно есть много деталей о минимальной высоте и ширине стены, но в общем, если 3 стены есть то обычно все в порядке. К сожалению другие не отвечают, приходиться отвечать мне, ведь пол Суккота уже позади... *Матерьял для построения стен, в отличии от Сxаxа (крышы) может быть любой.
Happy Succot!

Svetla
18.10.2011, 19:01
Чуть-чуть поправлю Вас, Александр, для суки достаточно 2-ух полных стен и небольшой части третьей (не сомневаюсь, что Вы это знаете). Для стен сукки действительно подходит любой материал, но стены не должны сильно шататься на ветру.

Что касается размеров сукки, то минимальные ее размеры 7*7*10 локтей (локать равен 8 см, по другому мнению он равен 9.6 см). Главное, чтоб в такую сукку поместилась большая часть тела. Я когда-то спросила своего рава зачем может понадобиться такая жутко маленькая сукка, в которую человек даже полностью не сможет поместиться и он сказал, что к примеру в советское время, когда люди боялись КГБ и не могли себе позволить нормальную сукку они вполне могли где-то в закутке двора составить такую минисукку из неск. коробок и набрасать сверху ветки.

Svetla
18.10.2011, 19:02
Теперь, Александр, нам осталось просветить народ о том, как выбрать кашерные арба миним (да и напомнить им о том, что это такое вообще и для чего).

Аlexander
18.10.2011, 22:59
Да, для третей стены достаточно небольшой ширины. *А минимальные Сукки часто удобны еще для тех кто строит Сукку в отверстии окна... *
***********.collive.com/pics//nf_2562_63495.jpg

Аlexander
19.10.2011, 06:48
Вроде заходят. *
***********.collive.com/show_news.rtx?id=373&alias=goodbye-to-a-window-sukkah

Svetla
19.10.2011, 07:42
Гошана РабаВо время утренней молитвы в дни праздника Сукот из Арон Гакодеш («Ковчега») достают свиток Торы и переносят его на возвышение в центре синагоги. Кантор и община в полный голос четырежды взывают о спасении, восклицая «Гошана» — «Спаси нас ради Себя Самого, Г-сподь наш, Творец наш…»
После этого собравшиеся произносят в алфавитном порядке полный текст Гошанот, установленных на этот день, и вся община с лулавами и этрогами в руках обходит вокруг возвышения, на котором лежит свиток Торы. Каждый день совершают на один обход больше, чем вчера. Таким образом, в последний день праздника совершают семь обходов.
Этот обычай снова напоминает о том времени, когда существовал Храм.
Тогда во время праздника священники — когены устраивали процессию, обходившую вокруг жертвенника с хвалебными гимнами. Каждый день процессия обходила вокруг жертвенника один раз, а в день Гошана Раба (седьмой день праздника) — семикратно.
Этот день назывался в те времена «днем стряхивания листьев» с ветвей аравы — хибут аравот.
«Как исполняли “заповедь аравот”»? В низине, недалеко от Иерусалима, находилось место, называемое Моца. Отправлялись туда и срезали множество молодых побегов аравы. Их располагали около жертвенника, наклоняя к нему их вершины. Исполняя заповедь, священники трубили в шофар и (каждый день) один раз обходили вокруг жертвенника, говоря: «О, Г-спо-ди, спаси! О, Г-споди, даруй нам удачу!» (Гошанот)
В день Гошана Раба они обходили жертвенник не один, а семь раз… Так поступали и в будни, и в субботу, только ветки на субботу заготавливали заранее, а чтобы они не завяли, их клали в золотой сосуд с водой… (Мишна Сука, 4)
Почему для Гошана Раба брали именно ветки аравы? Потому, что в Сукот решается, сколько воды получит мир в наступившем году, а арава — самое водолюбивое растение. (Рокеах)
В память о Гошанот, совершавшихся в Храме, мы и обходим сегодня с ветками аравы в руках вокруг свитка Торы, лежащего на возвышении в синагоге. Ибо нет у нас иного наследия, оставшегося от Храма, кроме Торы. Теперь она — наш жертвенник искупления.
Во время Гошанот мы просим Вс-вышнего благословить наступающий год обильными дождями и доброй росой, а также поднять уровень подземных вод, чтобы они напоили землю.
Обычай обходить вокруг свитка Торы с ветками в руках, а также произносимые при этом молитвы и называются Гошана или Гошанот. Слово Гошана составлено из двух слов: гоша («спаси») и на («пожалуйста»).
Оно повторяется в каждом стихе молитвы, читаемой во время шествия, и в нем заключен её основной смысл. Эти же слова повторяли священники в Храме, обходя жертвенник: Гошиа на! Это была не мольба о защите, а молитва об окончательном Спасении. Так учит нас Мишна.

Svetla
19.10.2011, 07:47
В Гошана Раба на Небесах «закрываются» все личные дела, начатые в Рош Гашана. Когда в Рош Гашана и Йом Кипур все живые существа предстают перед Судом, их дела рассматриваются каждое отдельно. В Сукот Вс-вышний судит весь мир сразу, решая, сколько дождя выпадет в этом году, сколько плодов принесут деревья, каким будет урожай.
В седьмой день праздника, Гошана Раба, окончательный приговор скрепляется печатью. А поскольку жизнь человека зависит от обилия воды больше, чем от чего бы то ни было другого, Гошана Раба отчасти напоминает Йом Кипур.
Наши мудрецы учат в Мидраше:
Вс-вышний сказал Аврааму:
«Я один, и ты один на свете — дам же Я сыновьям твоим особый день, чтобы могли искупить свои грехи.
Если Я не смогу простить их в Рош Гашана — впереди Йом Кипур.
Если не поможет и Йом Кипур — есть у них ещё Гошана Раба». (Мате Мошё)
Почему Вс-вышний дал это обещание именно Аврааму? Потому что, так же как свет Авраама засиял после двадцати одного поколения грешников, спасение его сыновей, если и не наступит сразу, то все же не задержится больше, чем на двадцать один день (от начала Суда), а это — день Гошана Раба.
Сущность этого дня — в необходимости молить Вс-вышнего о милосердии в момент, когда Его приговоры передаются исполнителям.
Теперь понятно, почему в этот день принято приветствовать знакомых пожеланием Питка Това — «Оправдательного приговора!»
В Гошана Раба сыны Израиля забывают обо всех своих заслугах, не прибегают даже к заслугам праотцев и просят Вс-вышнего даровать жизнь и спасение им и всему миру за одну только молитву.
Они обращаются к Нему со словами: «Господин мира! Мы явились с пустыми руками, совершенно нищими. Ничего у нас нет: ни Торы, ни заповедей, ни добрых дел, ни заслуг отцов. Лишь уста наши при нас — чтобы мы могли молиться Тебе. Откликнись же и Ты — не за наши заслуги, а за одну нашу молитву, которую мы обращаем к Тебе с разбитым сердцем, сокрушенные духом».
Все, что происходит в этот день, связано с молитвой. Многократный обход свитка Торы и Гошанот, вознесение аравы… Даже во главе ушпизин этого дня стоит Давид, царь Израиля.
О молитве напоминает и ветвь аравы, которую мы возносим, отложив в сторону лулав и этрог. Ибо уже говорилось, что листья аравы напоминают человеческие уста, и она символизирует сыновей Израиля, не преуспевших в Торе и не имеющих добрых дел.
И вот, в этот день весь Израиль берет в руки араву, как бы говоря: «Мы подобны этой араве. Что у нас осталось? Уста, чтобы молиться — как у этой аравы».

Oksana-K
20.10.2011, 04:26
Тысячи людей заполнили сегодня утром площадь у Западной стены Храмовой Горы («Стена плача») в праздник Ошана Раба (последний дней праздника Суккот).
Почти все они держат в руках набор из четырех растений («арбат а-миним»), необходимых для празднования Суккота.
В среду вечером (около 17 часов) праздник Суккот заканчивается и немедленно сменяется другим важным днем еврейского религиозного календаря – «Шмини ацерет». 20 октября в синагогах Израиля прочтут «Молитву о дожде», а также произнесут поминальную молитву «Изкор».
В Израиле праздник «Шмини ацерет», упоминаемый в Письменной Торе, совпадает с праздником Радости Торы («Симхат Тора»), который установили еврейские мудрецы. В диаспоре «Симхат Тора» отмечается на день позже.

Liudmila
21.10.2011, 05:24
богатая картинка!!!!!...а сегодня были танцы со всеми свитками ТОРЫ.....потрясающе....