PDA

Просмотр полной версии : Близится Ту би Шват


hellokitty
09.01.2011, 19:51
Ту би-Шват - пятнадцатое число месяца Шват, новый год для плодов деревьев. Если завязь на ветвях появилась после 15-го Швата, плоды относятся к урожаю следующего года, и тогда трума ("приношение") для коэнов, а также десятая часть для левитов и для бедных отделяются от этих плодов в счет следующего года. Обычай отмечать этот полупраздничный день был введен нашими мудрецами с целью укрепить в нас надежду на то, что когда-нибудь вся Земля Израиля превратится в цветущий сад, орошаемый потоком, вытекающим из Храма, как сказано: "И вот вода вытекает из-под порога Дома к востоку, потому что Дом обращен на восток. (...) И сказал мне: "Воды эти текут в восточный край, и спустятся они к Араве, и войдут в Мертвое море, и исцелятся воды. И будет: все живые существа, которые кишат там, куда приходят потоки эти, живы будут, и будет рыбы весьма много, потому что придут туда воды эти, и исцелятся, и все живо будет там, куда придет поток этот" (Йехезкель, 47:1-10).
В этот день принято не только есть фрукты, произнося благословение Всевышнему, но и говорить о достоинствах и святости Земли Израиля. Каждой страной управляет ангел, и только Землю Израиля Всевышний оставил себе. Он проверяет, оценивает и изменяет свое творение так, чтобы приблизить его к идеалу. Поэтому и сказано: "Ибо глаза Б-га, Всесильного твоего, непрестанно на ней (Земле Израиля) от начала года и до конца года" (Дварим, 11:12).
Взгляд – это самая прямая и непосредственная связь. Творец не говорит и не отдает приказаний – Он смотрит. И если взгляд воспринимается сердцем, все слова становятся лишними.

Абакумов
09.01.2011, 20:52
Корни дерева подобны вере еврея. Вера связывает нас с источником жизни, с Б-гом. И когда мы достигаем зрелого постижения Торы на каком-то серьезном уровне, когда мы осознанно исполняем заповеди, жизненные силы мы черпаем не в учености как таковой, но именно в вере в Б-га и в святость Торы.

Абакумов
09.01.2011, 20:53
То, насколько еврей достиг самореализации, определяется «плодами», которые он произвел на свет. В дополнение к исполнению задач, взятых им на себя, он должен отдавать себе отчет, насколько его действия повлияли на тех, кто был рядом с ним. Кроме того, он должен стремиться, чтобы люди были деревьями, в полной мере питаемыми соками Торы, деревьями с могучими корнями (то есть изначальным качеством веры), с крепкими и высокими стволами и ветвями (которые есть изучение Торы и благие деяния), – деревьями плодоносными (несущими благо другим).

Lady In Red
10.01.2011, 08:35
- С новым годом вас.
- Каким–таким?
- С новым годом деревьев.
- Ну? А нам какое дело? Пусть они, деревья, и празднуют...
(Из разговора)

Ту би-Шват – никто не будет отрицать, что это один из самых милых праздников в Израиле. Ну что может быть прекраснее: деревья, фрукты, песни! Только скажите - а что, собственно, это за праздник? Откуда он пошёл и что празднуем?
Популярная литература, доступная русскоязычному читателю, даёт весьма скудную информацию
Мишна из трактата Рош а-Шана говорит о четырех днях года, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата – Ту би-Шват. Ту би-Шват – это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасрот (десятины) от плодов фруктовых деревьев. В этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах. Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв). В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну. (Элиягу КиТов, «Книга нашего наследия»)
Каббалисты Цфата в XVI веке yстановили в Тy би-Шват даже особый "седер" - трапезy, в которой ели всевозможные фрyкты и пили вино, и читали Библейские отрывки, прославляющие Землю Израиля.
В Тy-би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, возникшая в конце прошлого века, когда первые еврейские поселенцы начали прибывать в странy Израиля, чтобы восстановить здесь еврейское присyтствие.

Playgirl
10.01.2011, 08:39
если ошибаюсь-поправьте..вроде в Ту-би-Шват завязывается плод этрог к Суккоту...нет?

hellokitty
10.01.2011, 20:01
Людмила, честно говоря, я не в курсе этого вопроса, но спасибо Вам, за то что подсказали интересную тему. Этрог, безусловно, связан с Ту би Шватом. Во-первых, этот плод, по мнению кабалистов, очень желательно приобрести на этот праздник. Во вторых, раз уж Ту би Шват связывают еще с Адамом, который должен был обрабатывать эдемский сад, то следует упоминать, что по одной из версий, тем самым плодом с дерева познания добра и зла был именно этрог. И в третьих, великий раввин и каббалист Бен Иш Хай, ссылаясь на мнение ашкеназских мудрецов, завещал в день Ту би-Швата читать молитву о том, чтобы в наступающем году евреи имели возможность получить хороший этрог. Дело в том, что *этрог является символом царской власти - державы. Таким образом, молитва об этроге напоминает нам о том, что еврейский народ должен обратить молитвы к Всевышнему с просьбой послать на трон еврейского государства помазанника из рода Давидова.
Кроме того в 1884 году, когда судя по всему и была официально основана традиция сажать в этот день деревья в Эрец Исраэль, среди прочих деревьев было посажено 700 саженцев этрога .А еще был старый обычай, возникший у евреев Российской империи. Как мог еврей 18-го, 19-го или даже 20-го века в середине февраля получить продукты из Израиля? Так вот, если общине удавалось получить на праздник Суккот этрог, то его отдавали пожилой женщине, которая приготавливала из него варенье. Тем самым плод Земли Израиля сохранялся до февраля, до праздника деревьев и плодов Израиля.

hellokitty
10.01.2011, 20:05
Обязаность посадить дерево На каждого еврея, живущего в Земле Израиля, возложена обязанность посадить дерево. Мидраш объясняет, что даже если ты видишь много растущих деревьев, ты все равно обязан их сажать, ибо посадка дерева - это действие, посредством которого человек подражает Всевышнему и приближается к Нему: как Всевышний посадил Эденский Сад, так и человек должен сажать сады. В жизни есть много не менее важных дел - например, строить дома, но человек не обязан, приехав в Израиль, сам строить себе дом - достаточно, если это за него сделают другие. Сажать же деревья человек обязан сам, несмотря на то, что многие другие люди и так сажают деревья.
Традиция сажать деревья в Ту Би-Шват возникла в 1884 году и была установлена поселенцами, которые, приехав в Израиль, обнаружили пустую и разрушенную страну. Скептически настроенные современники сомневались даже в том, что евреям, живущим в Палестине, удастся не умереть с голоду и прокормить свои семьи. В частности, поселенцы сажали деревья для того, чтобы осушить непроходимые болота, занимавшие треть территории страны. В настоящее время Израиль является страной, которая может полностью обеспечивать себя всеми продуктами питания и, кроме того, экспортирует сельскохозяйственную продукцию во многие страны мира.
Мидраш говорит: если человек сажает дерево и ему вдруг сообщают, что пришел Машиаx, то человек обязан сначала закончить посадку дерева, и только потом пойти приветствовать Машиаxа. Идею Мидраша можно объяснить следующим образом. Эра Машиаха - это продолжительный процесс приведения мира в идеальное состояние, а не моментальное решение всех проблем чудесным образом. Полное исправление мира - это возвращение его к состоянию Эденского сада, где главной обязанностью Адама, как пишет Тора, было именно «возделывание сада». Поэтому посадка дерева - это не та работа, которая утрачивает свой смысл и которую можно бросить с приходом Машиаха, а занятие, находящееся в полном и прямом соответствии с духом и смыслом мессианской эры. Когда мы, закончив посадку дерева, побежим приветствовать Машиаха, наше дерево тем временем уже будет расти.

hellokitty
12.01.2011, 23:56
Прах Земли Израиля
Близится Ту би-шват – «Новый год деревьев», праздник, который напоминает нам о нашей любви к Земле Израиля. В этот день принято изучать заповеди, связанные с Землей Израиля, и угощаться плодами этой благодатной земли. В преддверии этого праздника мы хотим рассказать вам об одном из величайших мудрецов последних поколений, ближайшем ученике Виленского Гаона – рабби Исраэле из Шклова, в сердце которого всю жизнь горело жаркое пламя любви к Земле Обетованной и ее заповедям. 24 тевета 1837 года земля задрожала, и рабби Исраэль знал, что и на этот раз, как прежде, ему придется начать все сначала.
Основной ущерб землетрясение нанесло Цфату, и хотя в это время рабби Исраэль жил в Иерусалиме, однако, получив страшные известия о том, что происходит в Цфате, рабби Исраэль понял, что должен взять на себя тяжкий труд по восстановлению еврейской общины, которая была так дорога его сердцу, и которую он возглавлял в течение 30 лет. Однако на этот раз, как ему стало известно несколько позже, все было гораздо сложнее: удар, что обрушился на Цфат, был крайне жесток, и рабби Исраэль, тут же бросившись на решение неотложных проблем, не мог заглушить в себе тревожные мысли о собственной ответственности за трагедию, постигшую город, и о том, насколько верным было его давнее решение сосредоточить ашкеназскую общину Земли Израиля именно в Цфате.
Два года спустя, в возрасте 70 лет, скончался рабби Исраэль. Так подошла к концу его жизнь, полная борьбы, успехов и поражений, семейных трагедий и тяжких испытаний, которые он выдержал с честью и мужеством. Наверное, ярче всего проявилась в его личности чистая и простая вера, которая помогала ему на протяжение многих лет не склонять головы ни перед жестокими и разнузданными местными правителями, ни перед тяжелой действительностью, которая снова и снова ставила перед ним труднейшие задачи.

hellokitty
12.01.2011, 23:57
Путь в Землю Израиля
С первым человеком, оказавшим глубокое влияние на его внутренний мир еще в детстве, он был почти незнаком. Его дед, рабби Азриэль, покинул свой родной город Шклов, дом и семью, в 1772 году – когда младшему из его внуков было всего 2 года – и направился в Землю Израиля. Его восхождение в Святую Землю имело целью выяснить, возможно ли воссоздать там ашкеназскую общину, и с течением времени рабби Азриэль стал считаться одним из провозвестников восхождения ашкеназских евреев (прушим) в Землю Израиля, которое состоялось лишь спустя 35 лет. Рабби Азриэль пробыл в Земле Израиля совсем недолго, и по пути домой в Литву умер, находясь в Измире. Повзрослев, его внук, который со временем стал известен как рабби Исраэль из Шклова, считал себя продолжателем дела, начатого дедом, который указал ему путь всей его жизни – путь к Земле Израиля.
И в обществе второго человека, сформировавшего его духовный мир, рабби Исраэль провел не так много времени. В йешиву своего учителя и духовного наставника, Виленского Гаона, он прибыл только в 1796 году и оставался там всего 6 месяцев. Но в эти полгода рабби Исраэль приник к своему великому учителю и его учению и очень быстро стал одним из его ближайших учеников, в кругу которых Гаон говорил о том, чего не упоминал в беседах с другими своими приверженцами. Позднее рабби Исраэль поведал, что в последние 20 дней жизни Гаона не отходил от его смертного одра и все это время изучал с ним глубинные тайны Торы, которые озарили всю его последующую жизнь.
После кончины Гаона рабби Исраэль остался в Вильно и вместе со своим товарищем рабби Менахемом-Мендлом из Шклова прилагал усилия к тому, чтобы издать те труды Гаона, которые еще не вышли в свет. Наряду с этим он начал углубленно изучать заповеди и законы, связанные с Землей Израиля, что станет главной областью его ѓалахических исследований в будущем. Этим законам – как он позднее рассказал в предисловии к своему труду Пеат ѓа-шульхан – он также учился у своего великого учителя.
Некоторое время спустя после смерти Виленского Гаона рабби Исраэль возвратился в Шклов и стал раввином и духовным руководителем местных евреев. Он пребывал на этом посту около 10 лет. Все эти годы он точно знал, что настанет день, когда на него возляжет ответственность за то, чтобы осуществить несбывшуюся мечту его деда рабби Азриэля и его наставника Виленского Гаона, которые страстно мечтали поселиться в Святой Земле. И вот, в 1809 году до рабби Исраэля дошли слухи о том, что две первые группы учеников Гаона успешно поселились в Земле Израиля, и он взял всю свою семью, включая и престарелого отца, и направил свои стопы в Землю Обетованную. Он знал, что лишь пребывая в ней он сможет полностью осуществить свои планы: содействовать укреплению возрождающегося ашкеназского ишува и углубленно исследовать ѓалахические законы, связанные с Землей Израиля.

hellokitty
12.01.2011, 23:58
«Как прекрасна жизнь в Земле Благодатной! Как велика наша любовь к земле нашей! Как великолепна благодать святости ее, как прекрасно жить в ней и путешествовать по ней, селиться в ней и возрождать ее, как прекрасны спокойствие и целостность ее! Даже в разрушении ее нет земли, что могла бы сравниться с ней, даже в запустении ее нет ей подобных… Хороши камни ее и прах ее, хороши ее урожаи, ее фрукты и овощи, хорош ее чистый воздух, хороша мудрость Торы ее, хороши многочисленные заповеди ее, хороша чистота святости ее… Земля, чьи мертвые воскреснут первыми, когда настанет воскресение мертвых, чья Тора восславлена множеством восславлений, чья Тора возвышена множеством вознесений, – кто сможет описать все царское величие ее?»
Во время исполнения своей миссии посланника, которое длилось в общей сложности около трех лет, рабби Исраэль побывал, кроме прочего, в Константинополе, Варшаве, Минске и Вильно, где ему удалось, невзирая на бесчисленные препятствия, организовать постоянную денежную помощь возрождаемуся ашкеназскому ишуву в Земле Израиля.
В 1812 году, находясь в Минске, он сумел выпустить в свет свой первый труд Ткилин хадатин – комментарий на трактат Шкалим Иерусалимского Талмуда, упоминающий также толкования Виленского Гаона на данный трактат. Рабби Исраэль неслучайно избрал для своего исследования именно Иерусалимский Талмуд: он чувствовал, что еврейские мудрецы на протяжении поколений уделяли недостаточно внимания Иерусалимскому Талмуду и заповедям, связанным с Землей Израиля.

hellokitty
12.01.2011, 23:58
«Даже в разрушении ее нет земли, что могла бы сравниться с ней»
Рабби Исраэль с семьей прибыли в Землю Израиля осенью 1809 года, а несколько месяцев спустя направились в Цфат, чтобы – подобно многим другим ученикам Виленского Гаона – обосноваться там. Приобщиться к особой святости Цфата рабби Исраэль мечтал многие годы, и впоследствии не раз выказывал глубокую преданность этому городу, особенно после землетрясения, разрушившего город за два года до его смерти.
Когда рабби Исраэль приехал в Цфат, там жили 150 литовских евреев; кроме того, там была древняя сефардская община, а также хасидская община, которая обосновалась в городе начиная с 18 века. Во главе литовской общины стоял сначала товарищ рабби Исраэля, рабби Менахем-Мендл из Шклова. Материальное положение членов общины было крайне тяжелым. Отсутствие постоянной материальной поддержки, которое привело к тому, что община была вынуждена бороться за свое существование, а также стремление ашкеназов вести самостоятельный образ жизни, независимый от прочих общин, заставили руководителей общины понять, что у них нет иного выхода, кроме как направить в Литву посланника, который сумел бы организовать систему постоянной денежной поддержки, что позволит ашкеназской общине Цфата продолжить свое существование.
Для этой роли был необходим опытный, надежный и уважаемый человек, обладающий влиянием в обществе. Выбор очень быстро пал на рабби Исраэля, и он был вынужден спустя всего несколько месяцев после прибытия на Святую Землю возвратиться в одиночестве Литву.
Рабби Исраэль вез с собой послание евреев Цфата, которое волнует наши сердца и сейчас, 200 лет спустя:

hellokitty
12.01.2011, 23:59
Первый удар: эпидемия
После трех лет скитаний рабби Исраэль возвратился в Цфат, к своей семье, однако ему и теперь не пришлось насладиться спокойной жизнью.
Несколько месяцев спустя он был вновь вынужден взять в руки посох скитальца, спасаясь, как и все жители Цфата, от эпидемии, охватившей весь город. Рабби Исраэль и его семья отправились пешком из Цфата в Иерусалим, останавливаясь на ночлег в разных городах и селах. О невзгодах и лишениях, которые они испытали в этом нелегком пути, мы узнаем из предисловия к его книге Пеат ѓа-шульхан, где он, кроме прочего, подводит итог своей жизни и описывает страдания, выпавшие на его долю.
Во время эпидемии умерли его жена, четверо из его детей и муж одной из дочерей. Жену он был вынужден похоронить в пути, подобно праотцу Яакову, похоронившему Рахель по дороге в Хеврон:
«В пути умерла краса дома моего, жена моя с юности моей, скромная и богобоязненная… И похоронил я ее в пути, в святом городе Шфараме, да будет он отстроен вскорости, в наши дни. А когда я со своими оставшимися в живых домочадцами достиг святого города Иерусалима, то и там увидел я ужас и тьму, и там смерть посетила дом наш… И я лежал на крыше и плакал, и извивался от страданий, и молил Отца Небесного, а моя маленькая дочка, скромная Шейнделе, лежала больная рядом со мной. И слезы текли из моих глаз от всего, что приключилось со мной, и велико, как море, было страдание мое».
Во время эпидемии, моля Всевышнего о спасении своих родных, рабби Исраэль дал клятву, что если спасется от смерти, то напишет всеобъемлющий труд о трактате Зраим Иерусалимского Талмуда. Это и есть его знаменитый труд Пеат ѓа-шульхан, который повествует о заповедях, связанных с Землей Израиля. Однако по окончании эпидемии рабби Исраэль вновь взвалил на свои плечи заботу об общине, и ему пришлось отсрочить исполнение клятвы на несколько лет.
После окончания эпидемии рабби Исраэль возвратился в Цфат и стал восстанавливать из руин ашкеназскую общину при помощи средств, поступающих из-за границы.

hellokitty
13.01.2011, 00:00
«Ибо пришли неевреи в надел Господень, в «малые храмы» – синагоги и йешивы, и осквернили чертоги святости нашей, и побросали милые нашему сердцу свитки Торы на землю, и истязали наших праведных женщин. И наши святые тфилин и мезузы они освернили и побросали, а из свитков Торы сделали поводья для своих лошадей и сандалии для ног своих… И возрадовались они страданиям Израиля… Ибо голыми и босыми остались мы, и одолело нас горе наше… Благословен Господь, Который спас души наши, и мы должны славить Его великое и святое имя за те чудеса, что Он сотворил с нами в те дни».
Через 33 дня после бегства евреи возвратились в Цфат под защитой египетских правителей, которые вновь завладели северной частью Земли Израиля и подавили восстание. Возвратившись в город, евреи были поражены разрушениями, которые погромщики учинили в их квартале. Каждый поспешил в свой дом, чтобы узнать, какая судьба постигла его. Рабби Исраэль же первым делом направился в типографию и с горечью обнаружил, что и она была разрушена до основания. Однако хозяин типографии Бек и рабби Исраэль не отчаивались и продолжали поиски, пока не нашли страницы труда рабби Исраэля под обломками здания. Труд, спасшийся чудом, был в конце концов издан, хоть и с небольшой задержкой, в 1836 году. В предисловии рабби Исраэль, не помнивший себя от счастья, снова и снова благодарил Всевышнего.
Однако несмотря на неисправимый оптимизм рабби Исраэля год спустя на дорогую его сердцу общину обрушился еще один, самый тяжелый удар.

hellokitty
13.01.2011, 00:00
Потоп и восстание
В 1813 – 1837 г.г. рабби Исраэль вел в Цфате активную и разветвленную деятельность. Ему нередко приходилось бороться как с природными катаклизмами, так и с результатами творений рук человеческих. Так например, в 1819 году он был брошен в тюрьму после убийства Хаима Фархи, еврейского вельможи из Акко, который до тех пор самоотверженно защищал евреев Галилеи перед турецкими властями. Для того чтобы добиться освобождения из тюрьмы, рабби Исраэлю пришлось вновь раздобыть значительные денежные суммы из-за границы.
Зима 1825 года поставила перед рабби Исраэлем задачу иного рода: в тот год шли особенно сильные дожди, и многие дома в еврейском квартале Цфата были разрушены, похоронив под своими руинами жителей. Дом рабби Исраэля, где он жил со своей второй женой и новой семьей, тоже рухнул. После того как он и его домочадцы чудом спаслись от опасности быть похороненными под руинами, рабби Исраэль решил, что пришло время исполнить свою клятву, и приступил к составлению труда о заповедях Земли Израиля. В последующие годы он прилагал наибольшие усилия к написанию этого труда, и в 1834 году книга была закончена и готова к изданию.
Он собирался напечатать книгу в типографии Исраэля Бека, основанной в Цфате двумя годами раньше. Однако беды продолжали сыпаться на головы жителей города. На сей раз это было восстание феллахов, которое охватило всю страну и лишний раз отсрочило издание книги. В ходе восстания арабы Цфата напали на еврейский квартал. Евреи бежали, и арабские мародеры безнаказанно грабили еврейские дома. Эти события также описаны в предисловии к Пеат ѓа-шульхан. Рабби Исраэль переплетает благодарственные слова Всевышнему за спасение евреев Цфата со скорбью о многочисленных разрушениях, которые переживает город:

hellokitty
13.01.2011, 00:02
Четвертый удар: землетрясение
24 тевета 1837 года земля задрожала. Эпицентр землетрясения находился в Цфате, и город был разрушен почти до основания. Во время землетрясения рабби Исраэль находился в Иерусалиме. Судя по всему, это спасло ему жизнь. Его жена и дети, бывшие в то время в Тверии, также спаслись.
После землетрясения на рабби Исраэля легло самое тяжкое ярмо из всех, которые он носил *когда-либо в своей жизни. Он взвалил на свои плечи ответственность за восстановление еврейской общины Цфата, которая в результате землетрясения потеряла более двухсот своих членов.
Когда до Иерусалима дошли первые сведения о землетрясении, вся еврейская община погрузилась в траур. Сефарды, хасиды и прушим собрались в синагогах, где, сидя на полу, читали свиток Эйха и траурные элегии (кинот).
Рабби Исраэль быстро оправился от потрясения и приступил к действию. Прежде всего он занял большие суммы денег у сефардской общины Иерусалима и отправил деньги в Цфат с двумя надежными посланниками. Сразу после этого он направил срочное послание в еврейскую общину Амстердама с просьбой незамедлительно выслать деньги для помощи пострадавшим от землетрясения. Вот его слова:
«Ибо страждут они от голода и жажды, дождь поливает их и снег засыпает их, и нет у них дома, и негде укрыться им в этот час бедствия… О горе! Этот остался без жены, а эта – без мужа, эти – без детей, а дети – без родителей… Обязан я исполнить свой долг и вдохнуть жизнь в эту святую паству, излечить и поддержать больных и сломленных, спасти здоровых, одеть и обуть их».

hellokitty
13.01.2011, 00:05
Иерусалим – спасение наше
В конце послания рабби Исраэль, по своему обыкновению, находит, несмотря ни на что, повод для оптимизма, хоть и осторожного. Он пишет о иерусалимской общине прушим, которой он за несколько месяцев до землетрясения в Цфате пытался помочь построить синагогу. Он отметил, что, возможно, именно поэтому Всевышний спас его от землетрясения – дабы заложить основы помощи будущим беженцам из Цфата в Иерусалиме.
Община прушим в Цфате была почти полностью уничтожена в результате землетрясения, и большинство беженцев приехали в Иерусалим с намерением обосноваться там. Сам рабби Исраэль тоже остался в Иерусалиме, где и прожил почти до конца своих дней.
После Песаха 1839 года он отправился в Тверию на лечение. В последние дни жизни он еще успел обменяться письмами с сэром Моше Монтефиори, находившимся в то время в Земле Израиля, и намеревался встретиться с ним, чтобы попросить у него содействия в возрождении Цфата. Однако этой встрече не суждено было состояться, ибо 9 сивана 1839 года рабби Исраэль перешел в мир иной. Он был похоронен не в Цфате и не в Иерусалиме, а на древнем еврейском кладбище Тверии.
Может быть, силы изменили ему после разрушения Цфата – города, который он любил больше любого другого города на свете? Думал ли он, что его решение основать общину прушим именно в Цфате возлагает и на него ответственность за гибель двухсот членов общины в результате землетрясения? Трудно сказать.
Так или иначе, у рабби Исраэля из Шклова нашелся достойный преемник: за несколько лет до его смерти его дочь Шейндл вышла замуж за рабби Йешаяѓу Бардаки, который со временем возглавил иерусалимскую общину прушим. Ашкеназский ишув в Земле Израиля рос и креп, в том числе и в Цфате, возлюбленном городе рабби Исраэля. *
Рабби Исраэль удостоился того, что его труд Пеат ѓа-шульхан был признан одной из важнейших вех в изучении ѓалахических законов, связанных с Землей Израиля. Вот его слова из предисловия к Пеат ѓа-шульхан, которые подводят итог всей его жизни:
«Земля Израиля очень мила моему сердцу, ибо ценой великих страданий досталась она мне. Вот уже двадцать семь лет как я удостоился войти в надел Господа и украсить себя пеплом его, и страдал я немало, и немало усилий приложил я, чтобы жить в ней, и много испытаний выпало на мою долю с того дня, как я возвратился в нее: ужас, мор и голод испытал я, и в темнице сидел, враги души моей обступили меня, но я удостоился неоднократного спасения и помощи; всеми силами служил я Святой Земле и жителям ее, в меру сил моих возглавлял ее чистую общину, и учил Торе многих, и заложил основы еврейскому заселению Святой Земли…»

hellokitty
16.01.2011, 11:16
Тигры и барашки Сегодня был Ту би-Шват, и я посадил у себя возле каравана два розовых куста - желтый и красный. Старался вырыть ямки поглубже, вгрызался неудобной соседской лопатой в твердую и каменистую почву Шомрона. Роза – многолетнее растение, значит, почти дерево, а если делать из лепестков варенье – можно даже назвать это дерево плодовым.
Сажая кусты, я вспоминал сказку «Маленький принц»: у маленького принца планета была такая же маленькая, как участок земли вокруг моего каравана. У него тоже была роза. Ему приходилось выпалывать баобабы, чтобы они не задушили розу и не разорвали на куски его маленькую планету; и мне тоже приходится выпалывать колючие сорняки, которые каждую зиму выползают из-под камней, политых благословенными дождями. Интересно, разорвут ли сорняки склон горы за рядом караванов, если их не выкорчевывать?..
Маленький принц не боялся тигров, потому что тигры не едят розы. Он боялся своего барашка – потому что барашки розы едят, еще как. И еще – от тигров всегда ждешь неприятностей, а барашек кажется безобидным, привычным домашним животным.
Посадив кусты, я поехал проводить уроки в школу-интернат в поселении Элон-Морэ возле Шхема. Когда мы с раввином, который подобрал меня на трассе, подъехали к воротам поселения, то увидели три автобуса, из которых выходили улыбающиеся интеллигентные израильтяне. Рядом бдительно рыскала охрана - несколько полицейских машин, солдаты и еще кто-то из ООН. Милые израильтяне улыбались и фотографировались, выставив перед собой крепенькие саженцы инжиров и мандаринов. Они улыбались, фотографировались и обнимались с арабами, пришедшими из соседней палестинской деревни. А потом, в обнимку, пошли в сторону деревни – сажать инжиры и мандарины в арабских садах. Ведь сегодня – Ту би-Шват, день, когда сажают деревья.
В нескольких метрах от места, где фотографировались все эти добрые люди, стоит камень (я думаю, что он попал на большинство их снимков). На этом камне написано, что пять лет назад террористы, пришедшие из той самой деревни, расстреляли здесь в упор троих евреев из Элон-Морэ, которые ждали автобуса на остановке.

Вот оно, еврейское горе – сорняки под домиком и охочие до роз барашки.
С сорняками я справлюсь сам. А вы нарисуйте барашку намордник, чтобы он не съел мои розовые кусты.

hellokitty
17.01.2011, 11:17
Истинный смысл праздника Ту би Шват

В Ту би-шват есть обычай угощаться плодами Земли Израиля. Этот день несет в себе праздничную атмосферу , хотя ни в Танахе, ни в Мишне, ни в Гемаре не сказано, что это праздник. В трактате Рош ѓа-Шана день 15 швата упомянут в совершенно ином контексте – это важная дата для земледельцев, которая оказывает влияние на заповеди, связанные с Землей Израиля, однако нигде не сказано, что это подразумевает празднество.Возникает вопрос: зачем нужно превращать обычный день в праздничный? В Ту би-шват есть обычай угощаться плодами Земли Израиля. Этот день несет в себе праздничную атмосферу (например, в него нельзя поститься), хотя ни в Танахе, ни в Мишне, ни в Гемаре не сказано, что это праздник. В трактате Рош ѓа-Шана день 15 швата упомянут в совершенно ином контексте – это важная дата для земледельцев, которая оказывает влияние на заповеди, связанные с Землей Израиля, однако нигде не сказано, что это подразумевает празднество. О том, что этот день является праздничным, поведали нам каббалисты: рабби Хаим Виталь, а до него некоторые каббалисты Цфата, придавали этому дню большое значение и устраивали в него празднества. Возникает вопрос: зачем нужно превращать обычный день в праздничный?
Еще более непонятным является обычай угощаться в этот день плодами. Ведь первым человеком, отведавшим плод, был Адам, и с тех пор все человечество страдает от его греха. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что обычай есть фрукты в Ту би-шват призван исправить грех первого человека. В Гемаре, в трактате Рош ѓа-Шана, есть намек на то, что существует тайная связь между плодом Древа познания и Ту би-шватом: «История о рабби Акиве, который сорвал с дерева этрог первого числа месяца шват». По всей вероятности, поступок рабби Акивы намекает на то, что Новый год деревьев – самое походящее время для исправления греха Древа познания, ведь согласно одному из толкований, плодом Древа познания был именно этрог. Своим поступком рабби Акива как бы хотел сказать, что срывание плода Древа познания, которое было грехом в первый день месяца тишрей (согласно толкованиям, грех Древа познания произошел в Рош ѓа-Шана), становится разрешенным в первый день месяца шват – Новый год деревьев. Однако эта мысль требует более глубокого исследования.

hellokitty
17.01.2011, 11:19
(...продолжение...)В Торе сказано, что существует заповедь-повеление есть плоды. В книге Берешит (2:16) сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, сказав: от всякого дерева сада ты ешь». Это звучит как повеление. Значит, первое поколение человечества, которое включало в себя все последующие поколения до скончания веков, получило заповедь есть плоды. Можно сказать, что эта была единственная заповедь-повеление, которую получил первый человек. Иными словами, в истории человечества был период, когда все содержание религиозной жизни, все служение Всевышнему, то есть исполнение Божественной воли, сводилось к тому, чтобы есть плоды. А раз так, то можно сделать вывод, что эта заповедь является корнем всех заповедей-повелений. Сказано: «И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эденском, чтобы возделывал его и хранил его» (там же, 15). Наши мудрецы, благословенна их память, говорят: «”Возделывал его” – это заповеди-повеления, а “хранил его” – это заповеди-запреты» (Зоѓар 1, 27:1). Таким образом, мы видим, что все заповеди-повеления проистекают из этой первой заповеди-повеления есть плоды, данной первому человеку. Теперь становится ясно, почему наши мудрецы сказали в Иерусалимском Талмуде (конец трактата Кидушин): «Человек должен будет держать ответ за все, что видел его глаз и чего он не съел» – разумеется, если это было ему дозволено и он мог это съесть. Таким образом, мы видим, что пища, особенно плоды, имеет очень важное значение. В Гемаре (там же) рассказывается, что рабби Эльазар строго следил за исполнением этого предписания и специально копил деньги на то, чтобы иметь возможность купить каждых плодов нового урожая хотя бы раз в году. Если в Израиль привозят новый экзотический плод, необходимо отведать его хоть раз. Иначе нам придется держать ответ перед Всевышним.

hellokitty
17.01.2011, 11:20
(...продолжение...)Нужно понять, почему Адаму было заповедано есть именно плоды, а не мясо, например. Может быть, потому, что в плодах гораздо проще обнаружить святость, скрытую в них.
Есть сходство между положением зародыша в материнской утробе и положением человека в этом мире. Когда зародыш пребывает в утробе матери, границами его мира служат стенки матки. Он плавает в околоплодных водах, которые соединяют его тело со стенками матки. Эта жидкость дает ему ощущение, что его существование не ограничивается его собственным телом, и что у него есть связь с тем, что находится вне его. Благодаря этому, когда младенец рождается, он способен ощутить свою причастность ко всему мирозданию, как будто он находится в исполинской матке, величиной с весь мир. Он также осознает, что есть два вида жизни: один – внутри него, а второй – снаружи, в окружающем мире, и что он способен превратить внешнее, поверхностное существование во внутреннее, более глубокое. В этом и есть суть еды – превращение внешнего во внутреннее и его вознесение за счет того, что оно становится неотъемлемой частью самого человека. И в этом – основа заповеди: «От всякого дерева сада ты ешь».
(...продолжение следует...)

hellokitty
18.01.2011, 04:05
Заповедь-повеление должна возобладать над заповедью-запретом
Но ведь в Торе сказано: «А от Древа познания добра и зла – не ешь от него» (Берешит, 2:17). Да, здесь есть противоречие. Стих 17 противоречит стиху 16, который гласит: «И заповедал Господь Бог человеку, сказав: от всякого дерева сада ты ешь». Есть противоречие между двумя заповедями: заповедь-повеление есть от Древа познания и заповедь-запрет не есть от Древа познания.
Согласно принципам Ѓалахи, когда есть противоречие между заповедью-повелением и заповедью-запретом, первая должна возобладать над второй. В соответствии с этим принципом, Адам должен был есть от Древа познания. Однако в Гемаре (трактат Йевамот, 20б) однозначно сказано, что у этого принципа есть ограничение: заповедь-повеление сильнее заповеди-запрета только тогда, когда невозможно исполнить их обе. Например, заповедь сделать младенцу обрезание на восьмой день после рождения преобладает над заповедью соблюдения субботы, потому что иначе ее невозможно исполнить. Однако в обсуждаемом нами случае можно было исполнить обе эти заповеди. Каким образом? Ответ на этот вопрос скрыт в самом тексте Писания. Во втором стихе приводится условие: «А от Древа познания добра и зла – не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Не ешь, если это может привести к смерти. Отсюда следует, что Адам должен был найти способ поесть от Древа познания без того, чтобы в результате умереть. Есть выход – он сначала должен был вкусить от Древа жизни, а потом – от Древа познания. Таким образом, грех Адама состоял в том, что он пошел в университет прежде, чем в йешиву – вкусил от Древа познания прежде, чем от Древа жизни. Если кто-то обращается к Древу познания прежде, чем к Древу жизни, в этом может таиться страшная опасность, ибо если человек набирается знаний до того, как он построил свою внутреннюю жизнь, это может привести его к смерти. В самом деле, есть немало людей, которых можно назвать «ходячей энциклопедией», но их жизнь лишена внутреннего смысла, изнутри они мертвы.
Однако в той же мере следует опасаться и обратного – что, вкусив от Древа жизни, человек отвернется от Древа познания. Именно тогда человек обязан умножать знания, ибо чем больше он расширит сосуд знаний, тем больше станет изобилие жизни. А если человек, который удостоился вкусить от Древа жизни – то есть Торы – отстраняется от знаний, тем самым он оскверняет имя Всевышнего. Об этом сказал Моше Рабейну (Дварим, 32:6): «Народ недостойный и неразумный», и переводит Онкелос: «Народ, получивший Тору, но не набравшийся знаний».

hellokitty
18.01.2011, 04:30
(...продолжение)
Шепот мироздания
На основе вышесказанного, что Адам должен был вкусить прежде от Древа жизни, а лишь затем – от Древа познания, трудно объяснить слова Торы о том, что после грехопадения Адам был изгнан из сада Эдена, чтобы он не мог вкусить плодов Древа жизни. Почему Всевышний не мог согласиться, чтобы Адам, вкусив от Древа жизни, спасся от смерти, которая должна была постигнуть его после того, как он вкусил от Древа познания? Дело в том, что если бы человек вкусил от Древа жизни после того, как вкусил от Древа познания, он вошел бы в вечную жизнь с отпечатком греха в своей душе, который никак нельзя было бы исправить. Поэтому, чтобы спасти Адама, его нужно прежде всего умертвить, чтобы потом у него была возможность вкусить прежде от Древа жизни и только затем – от Древа познания. Согласно этому взгляду, смерть несет в себе добро. Это не месть, а исправление греха Древа познания, которое спасет человека от вечного результата его грехопадения. Поэтому мудрецы народа Израиля не боялись смерти, зная, что смерть – это исправление.
Все это выразил рав Кук в своем знаменитом стихотворении «Шепот мироздания», которое было издано сначала под псевдонимом, а затем – под именем рава.

hellokitty
18.01.2011, 04:31
(... продолжение)«Прошепчи мне тайну, все мироздание! У меня есть жизнь, возьми ее, возьми» – то есть человек не должен стыдиться взять себе свою долю жизни. Ведь именно об этом говорит стих Торы: «От всякого дерева сада ты ешь». Но при каком условии? «Если у тебя есть сердце, а в сердце – кровь, не отравленная ядом отчаяния. Если ты веришь, что у мира есть надежда, то ты способен вознести весь мир. «Но если сердце твое окутано пеленой», если сердце твое зачерствело, «то мироздание прошепчет тебе: отстранись, отдались от меня, ибо я запрещено тебе!» В таком случае человеку запрещено пользоваться тем, что есть в мире. Лучше пусть он отстранится от мира. Ибо вместо того, чтобы он вознес мироздание, мироздание унизит его. «Если всякая нежная мелодия, всякая живая красота не станут для тебя великолепной песней святости, а пробудят в тебе поток чуждого пламени, отстранись от меня, отстранись, ведь я запрещено тебе!» По сути, эти слова описывают состояние еврейского народа во время изгнания. В годы изгнания всякий раз, когда мы обращались к красоте этого мира, к сокровищам жизни, мы попадали в ловушку бесчестия. Поэтому мудрецы учили нас как можно больше отстраняться от этого мира, заниматься изучением Торы и добрыми делами, сужая границы нашей жизни до пределов гетто. Но не таково истинное предназначение мироздания: «И встанет поколение, и будет жить, и воспоет красоту и жизнь». Речь идет о поколениях, создавших государство Израиль. Мы – поколения, вернувшиеся к полноценной жизни. «В великолепии Кармеля и Шарона изобилию тайн мироздания внемлет ухо народа живого». Те, кто внимает тайнам Торы, видит мир эстетики как выражение воли Всевышнего и потому объединяется с ним. «И красоту жизни наполнит свет святости, и все мироздание станет взывать к нему: избери меня, ведь я дозволено тебе». Это исправление требует длительного изгнания, отрешенности от красот этого мира, духовного очищения. Однако после двухтысячелетнего изгнания это становится возможным.

hellokitty
18.01.2011, 04:33
(...продолжение)Еврейский календарь
По сути, весь этот длительный и сложный процесс отражен и в еврейском календаре. В году есть две системы времени: время отстраненности от материального мира, духовного исправления – праздники месяца тишрей и следующие за ними зимние месяцы, когда человек отдаляется от земли и закрывается в своем доме, и время весеннего возвращения к земле, которое начинается с месяца шват. В это время наступает череда праздников, в которые мы освящаем материальный мир. Согласно словам каббалистов, свет весеннего избавления начинает сиять уже в Ту би-шват. Уже в этот день они видят искры света избавления от сжатости, от зимней закрытости. И потому они учат нас, что в этот день мы должны угощаться фруктами. Фрукты уже можно начать освящать. Почему именно фрукты? Потому, что это пища, которая не подверглась почти никакой обработке человеческими руками. Их можно употреблять в пищу такими, какими они были сняты с дерева, – их почти не затронула скверна цивилизации. Еще не настало время освящать более сложную пищу. Мы начинаем с фруктов, а по прошествии еще одного месяца уже можно освящать то, что производится из фруктов – вино в Пурим. А еще тридцать дней спустя мы уже сможем освящать мясо пасхальной жертвы.
Разумеется, непременно должен быть «серединный» праздник, разделяющий две эти временные системы. Это Шавуот, день дарования Торы. В этот день соединяются небо и земля. В месяц тишрей нас занимают небесные дела, а весенние праздники имеют дело с исправлением материального, земного мира. Праздник Шавуот же соединяет и то, и другое.
Обе эти временные системы вместе выражают единство Всевышнего. Если мы верим в единство Всевышнего, то мы верим и в то, что оно проявляется в мире. А это значит, что когда мы видим в одном уголке мира или времени некое явление, мы знаем, что где-то существует ровно противоположное явление, и оба они имеют Божественную природу, оба выражают волю Всевышнего. Так и в еврейском году есть две системы праздников, которые имеют дело с двумя противоположными полюсами души: материей и духом.

hellokitty
19.01.2011, 21:02
Господа, поздравляю всех с праздником Ту биШват. Пусть он принесет вам много радости!Этот день определяет, каким быть будущему урожаю. Сказано в Торе (Дварим 20): «Человек — словно полевое дерево». Поскольку мы зависим от продуктов земли, то в этот день как бы решается и наша судьба. (Кстати, отсюда обычай не стричь мальчиков до трехлетнего возраста — по аналогии с запретом на урожай деревьев в течение первых трех лет.)

hellokitty
19.01.2011, 21:12
Думаю, что пришло наконец-то время поговорить о том, как отмечают этот праздник. Вечером в ТУ би-шват принято устраивать трапезу с фруктами. С точки зрения hалахи, нет определенного порядка проведения этой трапезы. Однако народная традиция постепенно придала этой трапезе характер, напоминающий Пасхальный Седер; в некоторых общинах появилась даже hагада на ТУ би-шват. Многие из этих обычаев восходят к общине каббалистов Цфата (город на севере Эрец-Исраэль).
Например, как и в Пасхальный Седер, во время этой трапезы принято выпивать 4 бокала виноградного вина (или сока). Это должны быть разные виды вина - хотя бы по цвету: белое, красное и два промежуточных оттенка.
Основная еда в этой трапезе - фрукты. Традиция Цфата постановила есть за праздничным столом в ТУ би-шват 7 видов (на иврите - шивъа миним - ) плодов, которыми славится Эрец-Исраэль: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки, финики. Источником этого списка является место из Торы, где говорится: "Ибо Всевышний... ведет тебя... в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, оливковых деревьев и [финикового] меда" ("Дварим", 8:7-8).
Плоды пшеницы и ячменя едят в виде хлеба, пирогов или пирожных. Если нет винограда, его заменяет изюм.
В большинстве ашкеназских общин минимальное число различных видов фруктов на трапезе - 15, что соответствует дате праздника (15-е швата). В сефардских общинах это число поднимается до 30, а в некоторых - даже до 50. Все эти числа, разумеется, - минhаг, а не hалаха. Если еврей празднует ТУ би-шват в галуте, он должен постараться, чтобы на его праздничном столе были плоды из Эрец-Исраэль - как напоминание о реальном, а не символическом, значении праздника.

(Если кого-то интересует как проводить седер Ту би Шват, то эту информацию можно найти по этой ссылке: *********midrasha.net/article.php?id=3983 )

hellokitty
19.01.2011, 21:16
Бриа-Йецира-Асия (о разновидности плодов с точки зрения кабалы)
В предисловии к брошюре При эц ѓадар, в которой изложены многие обычаи Ту би-швата, описывается от имени рабби Хаима Виталя, как именно мы освящаем фрукты в этот день. Хотя там приводятся понятия, взятые из мира каббалы, общий смысл данного отрывка ясен: «Существует тридцать разновидностей древесных плодов. Десять из них происходят из высшего мира Бриа. И поскольку они далеки от скверны, у них нет ненужных отходов снаружи или внутри (то есть кожуры или косточки), и их можно употреблять в пищу такими, какими они были сняты с дерева. Вот эти фрукты: виноград, инжир, яблоки, этроги, лимоны, груши, айва, шелковица, ягоды, рожки.
А другие десять фруктов происходят из мира Йецира, расположенного между мирами Бриа и Асия. И потому эти фрукты не так близки к скверне, как те, что принадлежат к миру Асия, но и не так далеки от нее, как те, что принадлежат к миру Бриа. Поэтому косточки, находящиеся внутри таких фруктов, не употребляют в пищу, поскольку они не такие мягкие, как у фруктов первой разновидности. И вот эти фрукты: маслины, финики, вишня, черешня, сливы, персики, абрикосы, авокадо, шесек, манго.
А еще десять видов фруктов принадлежат миру Асия. У них мы едим то, что внутри, и выбрасываем то, что снаружи, ибо кожура такого фрукта является преградой между внешним миром и мякотью самого плода, дабы она не была поражена скверной. И в этом – тайна злого начала и нечистой оболочки, что пристает к душе человека. И вот эти плоды: гранат, лесные орехи, миндаль, каштаны, желуди, земляные орехи, грецкие орехи, фисташки, киви, банан».
Далее объясняется, что растительный мир создан таким образом, что в нем тесно переплетаются добро и зло. Это результат греха Древа познания добра и зла. Если бы это было только Древо познания добра, его плоды можно было бы вкушать. А если бы это было только Древо познания зла, то и тогда его плоды можно было бы вкушать, ибо необходимо знать, что такое зло, чтобы беречься его. Вся проблема в том, что это Древо познания добра и зла вместе. Мы живем в мире, где все перемешано, где человек, который стремится совершать исключительно добрые поступки, узнает, что это невозможно, что в этом мире нет абсолютного добра. В мире не бывает абсолютно добрых поступков, к которым не примешана хоть какая-то доля зла, и нет абсолютно злых поступков, к которым не примешана хоть какая-то доля добра. Это порождает глубочайшие нравственные заблуждения. Человеку трудно прийти к однозначному выводу, в каком случае придать большее значение доброй стороне того или иного поступка, а значит, совершить его, а когда придать большее значение злой стороне поступка, а значит, воздержаться от него. Эта путаница видна и в растительном мире, в котором у некоторых плодов есть как съедобная мякоть, так и несъедобные отходы – косточка или кожура.

hellokitty
20.01.2011, 18:34
Воспоминания И.Менделевича о том, как он пытался отметить Ту би-Шват на зоне, в советском лагере.
Когда в конце 70-х годов я сидел в советском лагере за сионизм, какое-то непродолжительное время цензура пропускала к нам письма из Израиля. Советские «правоохранительные» органы тогда еще не догадались, что посылка писем израильских школьников была организована активистами борьбы за свободный выезд советских евреев в Израиль, которые хотели поддержать нас духовно.
И вот в, одном письме я получил засушенные цветы — РОЗОВОГО и белого цвета с еще сохранившимся желто-махровым пестиком. Я не любитель цветов — посмотрел и положил между страницами книги.
Прошел год. И кто-то мне написал, что приближается новый год деревьев — Ту би-Шват (15-й день месяца Шват) — праздник, связанный с Землей Израиля, с ее природой. Ну, понятно, на горах Урала в это время (февраль) только снег на деревьях и на земле, о каком оживании природы тут говорить. И так мне грустно стало от того, что я этот праздник никак не могу отметить. А срок еще тянуть долго...
И еще написали мне в письме из Израиля, что в этот день фрукты разные едят — ну там инжир, финики, виноград, и еще какую-то экзотику. И вдруг меня осенило: ведь и у меня эта экзотика есть — цветы, которые мне прислала израильская школьница. Они, правда, засохшие, но все-таки — плоды земли израильской. Куда же я их засунул? Стал искать. Вот это да! Я, оказывается, спрятал их между листов Агады Бялика и Равницкого, которую мы нелегально, за большие деньги пронесли в зону. Достал я эти засохшие цветы — ровным счетом два, полюбовался еще раз на них, понюхал — нет, не пахнут. И тут с горя, а может быть, и от избытка чувств сказал я браху («благословение») «Ше-а-коль» и зажевал эти цвети, внутренне содрогаясь от сладкого волнения, что в первый раз в жизни ем плоды, которые соки свои впитали из моей родной земли.
Так радостно и волнующе стало на сердце, до желудка этот трепет дошел — и сказал я со слезами на глазах слова, которые в общем-то говорят на Песах: Ле шана а-баа беИрушалаим! («В будущем году в Йерушалаиме!»). Дескать, дай Б-г, чтобы в следующем году я вкушал бы полным ртом соки земли нашей.
*Потом долгие годы, пока не выгнали меня из лагеря в Израиль, я вспоминал на Ту би-Шват, как я ел израильские цветы. Безвкусные они были — это правда, но для меня это был неземной вкус, потому что тут любовь была великая.
*Потом я читал, что если человек тоскует по своей земле и тяготится разлукой, то он как будто соединяется с ней через незримые каналы, и что бы он ни делал — все это проходит через Эрец Исраэль. И даже плоды чужой земли, например, превращаются для него в плоды земли родной. Но со мной такого чуда в Гулаге не произошло — плодов кто тебе там даст, даже чужих. А вот в Израиле я принципиально покупаю только израильские фрукты, а на чужие даже смотреть не хочу. Я вспоминаю цветы, съеденные в зоне, и упиваюсь соками Земли жизни.

hellokitty
20.01.2011, 18:54
На днях, говорю мужу: - Представляешь, как наши предки были бы счастливы получить какой-нибудь фрукт из Эрец Исраэль? Для них бы это было неймоверное счастье. А мы спокойно можем купить эти фрукты в любом магазине.
- Ага! - говорит муж, - *Где ты в наших магазинах израильские фрукты видела? Все привозное. Израильских фруктов в Израиле почти нет.
Вот так!

Lady In Red
20.01.2011, 19:02
А Я К СОЖАЛЕНИЮ ,ДАЖЕ НЕ ЗНАЛА О ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ!
ЗНАЛА ХАНУКУ- ПАПА ПОКОЙНЫЙ ДАВАЛ ,"ХОНЫКЫ ГЭЛТ"
НИ СВИВОН НИ МАКАБИМ!
И ПЕЙСАХ ,ДОМА БЫЛЫ МАЦА ,КОТОРУЮ ОТЕЦ ДОСТАВАЛ ,ЕЗДИЛ В МЕСТЕЧКО И ПРИВОЗИЛ,ЕЛИ МАЦУ И ЕЛИ ХЛЕБ. ВОТ И МОИ ПОЗНАНИЯ В ИУДАИКЕ!ЗДЕСЬ СТАЛА ГРАМОТНОЙ!