Вход

Просмотр полной версии : Рош ходеш. (Новомесячье)


hellokitty
07.11.2010, 17:42
Рош Ходеш – начало месяцаНачало нового месяца – Рош Ходеш – отмечают либо в тот день, когда появляется молодой месяц, либо назавтра. Иногда его празднуют один день, иногда – два.
Начало месяцев Шват, Нисан, Сиван и Ав всегда отмечается один день. Новомесячья Хешвана, Ияра, Тамуза и Элула всегда отмечаются два дня. В високосном году два дня празднуется также начало второго месяца Адар.
А Рош Ходеш месяца Тишрей совпадает с Рош Гашана – началом года.
Определение даты новомесячья – дело не одной лишь математики. Умения сделать астрономический расчет смены фаз луны тут недостаточно.
Установление даты Рош Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников – это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой.
Начало нового месяца имеет право устанавливать лишь особая судейская коллегия – специальный бейт-дин. Специальным считается только бейт-дин, члены которого рукоположены учителями, получившими право на это от своих учителей, – и так от учителя к ученику до самого Моше без единого перерыва в традиции. Такой бейт-дин выносит определение о начале нового месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами. После этого мудрецы бейт-дина благословляют и освящают его.
В этот день в Храме приносили дополнительную жертву – Мусаф, и левиты приветствовали наступление нового месяца песнопениями.
В наше время в Рош Ходеш читается дополнительная молитва Мусаф. В остальные молитвы и некоторые благословения включают слова Яале веяво *(«Да поднимется и придет...»). В этот день читают Галлель и следуют обычаям, подчеркивающим особую святость этого дня.
Поскольку в наши дни Сангедрин не собирается и не существует полномочного бейт-дина, Рош Ходеш не освящается на основании свидетельских показаний. Однако новомесячья не утратили своей святости. Дело в том, что полномочный бейт-дин заранее освятил все будущие новомесячья вплоть до прихода Машиаха, который созовет Сангедрин и возобновит рукоположение судей. Тогда новомесячья снова будут освящаться так, как предписала Тора.
Когда рабби Гиллель, последний президент Сангедрина, внук рабби Йегуды Ганаси, составившего Мишну, увидел, что на Израиль обрушиваются страшные бедствия, и число учеников, достойных рукоположения, резко уменьшилось, он подумал, что если римляне, хозяйничавшие тогда в Эрец Исраэль, запретят освящение новомесячий и казнят немногочисленных оставшихся в живых законоучителей, то тем самым будет нарушен весь порядок следования еврейских праздников. Рабби Гиллель собрал мудрецов, каждый из которых был рукоположен своим наставником, тот – своим и так до самого Моше-рабеину, и бейт-дин в таком составе рассчитал календарь новомесячий, праздников и других дат вплоть до дня Избавления. Они благословили новомесячья на все это время и освятили – заранее – начало каждого месяца. Таким образом, освящение новомесячий не прерывалось со времен Моше-рабейну, и святость их сохраняется и поныне.

hellokitty
07.11.2010, 17:46
Господа, поздравляю всех с рош ходеш месяца Кислев. Сегодня у нас еврейская дата ламед бе Хешван (тридцатое Хешвана), т.е. певый день рош ходеш Кислев. (Завтра будет второй). Давайте понемногу разбираться в том, что такое новомесечье вообще и что приносит нам каждый новый месяц.

hellokitty
07.11.2010, 18:00
Месяц Кислев.
Третий месяц еврейского года, начиная с начала года, месяца тишрей. Девятый — в списке месяцев (начиная с нисана). Соответствует приблизительно ноябрю, в нем 29 или 30 дней. Зодиакальный знак — созвездие Стрельца.Обычно в этом месяце усиливаются дожди. Мишна сообщает (Таанит 1:5): «Наступил кислев и нет дождей — устанавливает бейт-дин (еврейский суд) три общественных поста (чтобы постом смирить решение неба и удостоиться дождя)».
Из событий древней истории, происшедших в месяце кислев:
— 21 числа кутим (самаритяне, враги евреев) направили делегацию к Александру Македонскому, который только что завоевал Ближний Восток, чтобы тот приказал разрушить еврейский Храм в Иерусалиме, а вместо него согласился провозгласить высшей местной святыней гору Гризим, что рядом со Шхемом, столицей Шомрона (Самарией);
— 24 числа заложен Второй Храм (царем Шломо);
— 25 числа — освящение Храма во времена Хашмонаим. В этот день начинается праздник Ханука.
Во времена, когда новый месяц освящался в бейт-дине по показаниям свидетелей, видевших на небе серп новой луны, в кислеве из Иерусалима посылались гонцы во все общины. Гонцы объявляли, когда произошло освящение месяца кислев, чтобы никто не ошибся при зажигании ханукальных светильников.
Из календаря праотцев:14 кислева — день рождения Реувена, старшего сына Яакова-авину.
В кислеве родились:5 числа — раби Шмуэль Элиезер Эйдельс (Маарша); 11 — раби Шломо Лурье (Мааршаль); 15 — Святой раби Йеуда Анаси (составитель Мишны); 25 — раби Шломо Залман, отец Виленского Гаона.

hellokitty
09.12.2010, 07:05
Господа, я очень извеняюсь, что в этом месяце задержалась. Сейчас постаюсь написать что-нибудь интересное на эту тему. Спасибо за поддержку.
И еще я очень прошу Вас не только читать, но и писать в моих темах. Я одна и мне тяжело одновеременно писать материал в нескольких религиозных темах. Не всегда успеваю. Помогите пожалуйста.

hellokitty
09.12.2010, 07:47
Месяц Тевет Месяц Тевет – десятый месяц в году, начиная с Нисана. Его название, как и названия других месяцев, привезено из Вавилонии возвратившимися оттуда изгнанниками.
Во второй главе Книги Эстер мы читаем: «...в десятом месяце, месяце Тевет...»
Рош Ходеш Тевет отмечается два дня или один день, в зависимости от того, полным или неполным был предшествующий ему месяц Кислев. Сам же Тевет никогда не бывает полным; он всегда продолжается двадцать девять дней, и новомесячье следующего за ним месяца Швата всегда празднуется только один день.
Созвездие месяца Тевет – Геди, Козерог. Как раз в этом месяце стада коз возвращаются на зимние пастбища.
Дело в том, что если дожди выпали в месяцах Мархешван и Кислев и не выпадали в Тевете, – это признак благословения. В такие годы луга покрываются густой травой и стада находят себе на них обильный корм.

hellokitty
09.12.2010, 07:50
Месяц страданий Три поста следуют в Тевете один за другим в память о трех бедах, обрушившихся на народ Израиля в дни 8-го, 9-го и 10-го Тевета.
Посты восьмого и девятого Тевета называются «постами праведников», когда постятся лишь избранные. Десятого Тевета постятся все без исключения.
Восьмого Тевета был закончен перевод Торы на греческий язык, сделанный по приказу царя эллинистического Египта Птоломея. Этот день мудрецы сравнивают с днем, когда был сделан «золотой телец», ибо невозможно перевести Тору на другой язык, не исказив ее смысла.
Девятого Тевета умерли пророки Эзра и Нехемия. Это они возглавили евреев, решивших вернуться из Вавилониии в Эрец Исраэль, научили их Торе и заботились об их нуждах. С их смертью Израиль осиротел, лишившись духовных и материальных благ, которые они ему доставляли. Никто не смог стать им достойной заменой.
Десятого Тевета – в день всеобщего поста – войска вавилонского царя Навухаднецара начали трехлетнюю осаду Иерусалима, закончившуюся гобелью города и Храма.
В этом месяце произошло еще одно несчастье. Первого Тевета царь Иудеи Йехония был отправлен вавилонянами в изгнание вместе со всеми иерусалимскими ремесленниками, а также лучшими людьми города, его защитниками и мудрецами.
Двадцать третьего Тевета 5272 года от Сотворения мира (1512 год по европейскому летосчислению) были ограблены и высланы из страны евреи Португалии. Многие из них подверглись страшным пыткам и убиты. Это был как бы второй акт страшной трагедии – изгнания евреев из Испании. Теперь весь Пиренейский полуостров был для них закрыт.
Следует отметить – кроме последних дней Хануки, в Тевете нет ни одного радостного дня.

hellokitty
17.12.2010, 11:03
Календарь наших праотцев:1-го тевета умер Авраам-авину, сын Тераха и Амталай (некоторые оспаривают эту дату); 21-го — день рождения и смерти Шимона, сына Яакова-авину, он прожил ровно 120 лет.
Другие события месяца:9-го — ровно 100 лет назад французский суд признал виновным капитана Дрейфуса; 20-го — умер Рамбам (1204 год, Каир); 23-го — издан королевский приказ об изгнании евреев из Португалии (6 янв. 1497). Кроме того, в тевете отмечаются годовщины смерти праведников и знаменитых раввинов:3-го — рава Хаима Шмулевича, руководителя иерусалимской ешивы «Мир» (1979); 17-го — раби Яакова Кранца (Магида из Дубны, 1795); 18 — известного аморы, рава Уны бар мар Зутра (470г. н.э.); 24 — раби Шнеура Залмана из Ляд, автора «Таньи» (1812), раби Элияу Элиэзера Деслера, автора сборника «Михтав ми-Элияу» (1953); 27 — раби Шимшона Рефаэля Ирша (рава Гирша, Франкфурт); 29 — раби Моше Йеошуа Лейба Дискина, Брестского раввина (1898).

hellokitty
06.01.2011, 17:28
Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана.
Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».
Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.
Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой…»
Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными…
Первого Швата Моше, нодясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.
В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.
Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу Израилю Книги Дварим седьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1), и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ спасаемый Г-сподом…» (Дварим, 33)
Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы. Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Вс-вышним еврейскому народу шестого Сивана, первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней — вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.

hellokitty
06.01.2011, 17:29
В швате отмечаются годовщины смерти крупных учителей и раввинов:
5-го — раби Йеуды Лейба Алтера (1847—1905), автора сборника «Сфат Эмет», руководителя Гурских хасидов (с 1870);
25-го — раби Исраэля Салантера (Липкина, 1810-1883), основателя движения Мусар.
Шват беден историческими событиями. Отметим только одно, вошедшее в историю под названием «Пурим в Сарагоссе». Но сначала несколько слов о сарагосских евреях. В столице Арагона (по-еврейски она называется Саркоста) евреи появились очень давно, — раньше чем испанцы, ибо жили здесь еще в домусульманский период, когда будущая испанская нация только начинала складываться. Любопытно, что поныне существует длинный каменный мост через реку Эбро, построенный на средства, собранные в 1268 году городской управой с двухлетних доходов от еврейской миквы. Община процветала и при сарацинах, и при христианах — вплоть до изгнания евреев из Испании.
В 1420 году один выкрест донес на евреев, что они, выходя на торжества в честь короля Альфонса Пятого, вынимают из ковчегов свитки Торы, так что ковчеги — пусты! Король распорядился открыть ковчеги при следующем параде. Хроникальная запись сообщает, что в ночь накануне торжеств служителям всех двенадцати городских синагог приснился пророк Элияу, который посоветовал не вынимать свитки из ковчегов. Если бы король обнаружил ковчеги пустыми, на евреев обрушились бы страшные гонения. Но случилось чудо — и от гнева короля пострадал один доносчик. Произошло это 17 швата. С тех пор и до начала нашего века этот день отмечался как Пурим выходцами из Сарагоссы, осевшими в Константинополе, Смирне, Салониках.

Sexy
06.01.2011, 19:47
Света, еще раз вам спасибо большое за эту тему. Только хотелось бы знать: а каков он для евреев, этот месяц. Я имею в виду - грустный, веселый, удачный - какой?

hellokitty
06.01.2011, 22:45
Валерия, я слышала, что месяц Шват называют месяцем евреев, я поищу более подробную информацию об этом.

hellokitty
06.01.2011, 22:58
28 Швата в 163 г. до н.э., полководец Лисий - регент малолетнего царя Антиоха V из династии Селевкидов - снял осаду с Иерусалима. В честь этого события 28 Швата долгое время считалось праздничной датой. Антиох V, вступивший на трон 9-летним ребенком, был сыном Антиоха IV Эпифана - притеснителя евреев, при котором вспыхнуло восстание Хашмонаев.

hellokitty
06.01.2011, 23:01
26 Швата - день смерти великого мудреца, рава Давида а-Леви (1586 - 1667), более известного как ТаЗ - в честь названия его знаменитой книги "Турей Захав" ("Золотые столбцы"), монументального комментария на алахический кодекс "Шулхан Арух". Долгие годы ТаЗ был главным раввином Львова и всей Галиции. ТаЗ молился и преподавал в знаменитой львовской синагоге "Золотая роза" , названной в его честь. Он был приглашен во Львов семьей Нахмановичей - богатых львовских купцов, возглавлявших на протяжении более чем ста лет кагал - еврейскую общину. Могила ТаЗа не сохранилась, так как древнее еврейское кладбище Львова было стерто с лица земли нацистами в 1942 году.
Рав Давид а-Леви был зятем другого знаменитого мудреца - рава Йоэля Сиркиса ("БаХ").
Согласно легенде, через 200 лет после смерти, при реконструкции кладбища, могильщики случайно открыли могилу ТаЗа - и увидели, что его тело в земле осталось целым и невредимым.

hellokitty
07.01.2011, 03:40
34 года правил Хордус, раб дома Хашмонаев, пока не заболел тяжело и не мог подняться с постели. Когда страшные боли оставили его на короткое время, он произнес завещание: «Страна пусть будет разделена на четыре части, править которыми будут сыновья и сестра его. А Аркелос, сын его, получит Йерушалаим и будет царем над всеми».
* *И приказал он раздать всем воинам своим по пятьдесят адрахмонов. Конец Хордуса приближался. Едва живого, его отвезли в город Йерихо. Но и в этот час не забыл он о своей ненависти к евреям Иудеи. Знал он, что никто не будет оплакивать его, а только возрадуются его смерти. И решил он отомстить народу за то веселие, которое устроят они на улицах городов и в деревнях после его смерти. И задумал он то, что от сотворения мира не приходило в голову ни одному тирану. И был провозглашен приказ его, повелевающий предстать перед ним главам родов со всей земли израильской, а кто осмелится ослушаться - смерти предан будет. И предстали перед ним несколько тысяч людей именитых. И согнали их всех на ипподром, а вокруг поставили солдат. И приказал Хордус сестре своей Шуламит и мужу ее, чтобы никто не узнал о смерти его, пока не заколят копьями всех согнанных на ипподром. Чтобы плакал весь народ в дни его смерти! Но не осмелилась Шуламит сделать это, опасаясь гнева людей. И были отправлены домой заложники, и вернулись отцы к семьям своим, а на улицах было ликование и радовались как их освобождению, так и смерти Хордуса, тирана и злодея. И объявили этот день - 2 числа месяца шват – праздничным, ибо радость это перед Б-гом, когда злодей уходит из мира.

Playgirl
07.01.2011, 05:47
Светлана,а расскажите,что значит запись на календаре на месяце шват -светлой памяти Симхи бен Мэера...

hellokitty
07.01.2011, 09:05
Людмила, я к сожалению не знаю, кто он такой. На моем календаре такой надписи нет и поэтому мне сложно дать точный ответ на Ваш вопрос. Могу только предполагать. Что-то мне подсказывает, что этот человек был очень значемым человеком либо для создателя этого календаря, либо для общины, выпустившей его. Возможно, этот человек умер в месяце Шват. Очень часто на календарях, указывают даты рождения или смерти знаменитых раввинов прошлого, т.к. что возможен и этот вариант (имя вполне подходящее), но честно говоря меня смущает оборот "светлой памяти", обычно для равов употребляют другую фразу. Хотя, все может быть... Но лично я покапавшись немного в источниках пока что так и не нашла никакого известного рава с таким именем.

Onlyone
07.01.2011, 11:23
Людмила, Света... Скорее всего так, как предполагает Света. У меня календарь заполнен такими датами. Скорее всего, кто-то выделил сумму на поддержку календаря и внес дату близкого человека ради вознесения его души. Такое делают не только на календарях. Часто даже уроки и лекции, например, посвящают полному выздоровлению кого-либо или другой просьбе и благословению и не обязательно только кого-то одного....

Onlyone
07.01.2011, 11:25
к теме о месяце Шват

Рав Элиягу Ки-Тов

Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош а-Шана. Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».

Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.

Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите «дли» — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой...»


Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными...


Первого Швата Моше, находясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю книгу «Дварим» («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Всевышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.


В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую Землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.


Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу Израилю книги «Дварим» седьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1), и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ спасаемый Г-сподом...» (Дварим, 33).


Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы. Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Всевышним еврейскому народу шестого Сивана, первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней — вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.


Месяц Шват связан с Освобождением. Его название (???) происходит от слов (???? ??????) «скипетры властителей» (см. Йехезкель 19:11), что намекает на правление королей из рода Давида, как сказано «не отойдет скипетр от Йеуды» (Вайехи 49:10). Раши объясняет, что речь идет о Давиде и главах диаспоры в Бавеле, которые правили народом при посредстве скипетра. Это также связано с правлением Короля Мошиаха — как сказано: «И явится жезл (???) от Израиля». Ведь Рамбам объясняет, что здесь имеется в виду Мошиах.

Playgirl
10.01.2011, 08:42
Светлана,Хая!благодарю...немного понятнее стало...
таких надписей много на каждой странице календаря....

hellokitty
16.01.2011, 10:51
День двух РебеДесятое число месяца Шват (или "Йуд-Шват" на иврите) - наизначительнейшая дата в хасидском календаре. Это йорцайт шестого Любавического Ребе и это день, когда седьмой Ребе принял на себя руководство Любвавическим движением.
Шестой Любавический Ребе Йойсеф Ицхок Шнеерсон (Ребе Раяц), единственный сын Любавического Ребе Шолом Бера Шнеерсона (Ребе Рашаб), родился 12 Тамуза 5640 (1880) г. Он возглавил Любавическое движение в возрасте 39 лет после кончины отца 2 Нисана 5680 г. (21 марта 1920 г.). Ребе Йойсефа Йицхока Шнеерсона называют Фриердикер Ребе (Предыдущий Ребе). Годы деятельности Ребе Раяца в России можно отнести к самым тяжелым периодам в истории еврейства. Коммунисты усматривали в религии угрозу своему контролю над народом, поэтому они стремились истребить всех, кто распространял религиозные идеи или жил по своей вере. 15 Сивана 5687 года Ребе арестовывают и приговаривают к смертной казни, которую потом заменяют ссылкой в Кострому. 12 Тамуза того же года Ребе Раяца освобождают. Прибыв в США 9 адара-2 1940 года, Ребе, прикованный к инвалидной коляске, развернул деятельность по распространению Торы среди американского еврейства. 10 швата 5710 в 8:45 (в Шаббат главы Бо) Ребе Йойсеф Ицхок Шнеерсон вернул свою святую душу Создателю.
Через год после кончины Ребе Йойсефа Ицхока Шнеерсона, 10 Швата 5711 г. (1951) Седьмой Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон формально принял несиют, пост главы, произнеся знаменитый маамар (рассуждение) о миссии Седьмого Поколения. На следующий день 11 Швата он официально принял лидерство, возглавив Любавическое движение и весь еврейский народ.
Вот что сказал Ребе в своей первой речи в качестве главы Хабада:
"Хабадские Ребе всегда требовали, чтобы хасиды трудились и добивались результатов самостоятельно, не полагаясь на Ребе. Не расслабляйтесь, не думайте, что, возложив на меня ответственность, вы можете делать все, что хотите. "Все, что вы хотите" не означает, не дай Б-г, запрещенные вещи. Это значит наслаждаться легкой жизнью, выбрать одного человека, который будет работать, пока все будут отдыхать "под своей виноградной лозой и под своим фиговым деревом". Не расслабляйтесь, не думайте, что обо всем уже позаботились. Никто не освободил вас от всех задач и обязанностей, которыми наделил вас Ребе. Никто не освободит вас от вашей работы. Я буду работать с вами, может быть, помогу в чем-то. Но задание, которое Ребе дал всем и каждому из нас, необходимо продолжать выполнять нам самим. Нам не на кого полагаться. Как сказано в Талмуде, "все в руках Небес, кроме страха перед Небесами". Мы просто должны сами тяжело трудиться. Недостаточно, если мы только будем писать труды по хасидизму, будем разговаривать, петь и говорить "лехаим". Это само по себе ничего не изменит. Нужно трудиться самим, чтобы изменить штус (безумие) этого мира и преобразовать его в святость".

hellokitty
08.02.2011, 08:28
Господа, прошу прощенья, мы с вами пропустили очередное новомесячье. В этот шабат был рош ходеш Адар Алеф. С чем я всех и поздравляю.Известно, что месяц Адар очень хороший и благоприятный месяц для всех евреев. А в этом году нам повезло вдвойне, потому что в этом году целых два месяца Адар (Адар алеф и Адар бет). Такое событие бывает только 7 раз за 19 лет и таки года называются высокосными. *Хотя в высокосном году два Адара, но в некоторых аспектах иудаизм относится к ним как к одному двойному месяцу. Так, например, Адар бет все-равно с точки зрения алахи продолжает считаться двенадцатым (а не тринадцатым месяцем). Кроме того, оба Адара относятся к одному и тому же знаку зодиака: рыбы. (Заметим, что знак рыбы - единственный среди знаков зодиака, который имея единственное число, все-равно стоит в множественном, тем самым намекая на то, что месяц Адар может быть не один).Нужно также добавить, что если какое-то событие произошло в месяц Адар в обычном году, то в высокосный год его будут отмечать в Адар бет. А в Адар алеф отмечают лишь события, произошедшие в сам Адар алеф (в обычный год и тоже отмечают в обычном Адаре).Еще раз поздравляю вас всех и желаю удачи и радости в этот замечательный месяц.

hellokitty
04.03.2011, 22:13
Господа, поздравляю всех, в моцей шабат наступает рош ходеш Адар бет. *В этот раз у нас будет два дня рош ходеша: йом ришон - тридцатое число Адара алеф и йом шени - первое число Адара бет (оба этих дня считаются рош ходешами).

hellokitty
04.03.2011, 22:13
«Ми шенихнас адар – марбин бесимха» (С наступлением адара преувеличивается веселье) Вавилонский Талмуд, трактат «Таанит»
Говорят, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Однако бросив взгляд на текущий месяц еврейского календаря, можно в этом усомниться. Заканчивается 30-е адара – и немедленно наступает 1-ое... опять же адара! Дабы не перепутать, адары пронумерованы: первый и второй.
Возникает ряд вопросов:
1) Зачем добавлять месяц?
2) Почему именно в середине года? (Ведь еврейский новый год наступает осенью).
3) Почему дополнительный месяц получает название уже существующего?
4) Наконец, какой из адаров дополнительный – первый или второй?
Попробуем разобраться.
Прежде всего, еврейский календарь изначально зависит от ежемесячного решения мудрецов. Общенациональное восприятие времени было основано на том, что в конце каждого месяца евреи ожидали решения верховного суда - Санг?едрина - о наступлении нового месяца.
Лишь в результате исторической катастрофы, прогнавшей нас из нашей Страны, календарь был установлен на многие столетия вперёд.
Кроме того, Тора установила закон, согласно которому праздник Песах всегда должен праздноваться весной. А поскольку обычный лунный календарь отстает от сезонных изменений, требуется корректировать его, время от времени добавляя ещё один месяц перед наступлением весны.
Если мудрецы к концу адара видели, что погода ещё зимняя, год объявлялся високосным и длился 13 месяцев (за счет второго адара).
В наши дни, когда действует постоянный лунно-солнечный календарь, коллективное восприятие времени у евреев кардинально изменилось: количество месяцев в году известно заранее, и никаких сюрпризов в этой области быть не может.
Нам кажется немыслимым праздновать новый год, не купив календарь на год грядущий. Однако нашим предкам казалось немыслимым заранее знать дату наступления нового месяца! Представьте себе: из месяца в месяц взоры сотен тысяч евреев устремляются к небу. Вот-вот появится новый месяц, и они помчатся в Храм лично засвидетельствовать об этом.
И тогда взоры обратятся на Иерусалим, на канцелярию Верховного Суда - Санг?едрина. Там, после тщательного опроса свидетелей, будет установлена дата новомесячья.
Даже Песах может быть отложен на месяц голосованием. Ведь если ещё размыты дороги, ведущие в Иерусалим, к Храму, и не взошли злаковые – стало быть, не весна ещё и не время праздновать.
Однако мудрецы не добавляют новый месяц, а продолжают старый – всё тот же адар – пока не потеплеет. А чтобы не возникло сомнений, добавленным адаром считается первый, а не второй.
Второй адар – на своём месте, перед нисаном – «весенним месяцем».

hellokitty
06.03.2011, 04:54
Месяц Адар, на который приходится праздник Пурим, - это месяц, когда все переворачивается. Это месяц, когда сначала все кажется ужасным и кошмарным, потерянным и погибшим - но вдруг мир переворачивается, евреи спасаются, и враги их терпят поражение.
Об этом говорится в Свитке Эстер (9:1): "И в тот день, когда надеялись враги евреев одолеть их... - перевернулось все наоборот, и евреи одолели врагов своих". Это "переворачивание" символизируется переодеванием, пуримским маскарадом.
* * Пурим вообще - странный праздник. В нем есть множество деталей, несовместимых, казалось бы, с привычным представлением о религии. В Свитке Эстер не упомянуто Имя Бога, все происходит будто в результате обычных человеческих интриг, нет явных чудес и т.п. Но более всего удивляет необычное (религиозное!) правило - обязанность в Пурим напиться "до чертиков". Талмуд рассказывает: Обязан человек напиться в Пурим до такой степени, чтобы не отличать между "проклят Аман" и "Благословен Мордехай". Однажды раби Зейра пришел в гости к Раве, и они вместе праздновали Пурим. И напились они до такой степени, что Рава встал и зарезал раби Зейру. Только тогда он понял, что сделал, устрашился, протрезвел и стал молиться Всевышнему, чтобы раби Зейра ожил. Бог сделал ему милость и оживил раби Зейру. На следующий год стал Рава снова звать раби Зейру к себе в гости праздновать Пурим. Но раби Зейра отказался и сказал: "Не каждый год случается чудо...".
* * Действительно, планировать свою жизнь в надежде на чудо нельзя. Но это касается только чуда, связанного с нарушением законов природы, как это было в истории с раби Зейрой. Что же касается скрытых чудес - т.е. совпадения маловероятных на поверхностный взгляд событий - то они происходят с нами постоянно, и надеяться на них совершенно необходимо. Но, надеясь на "естественное" чудо, нам следует помнить, что оно происходит не автоматически. Для того чтобы помочь чуду осуществиться, мы должны действовать на пределе наших сил и возможностей, иногда даже ставя в опасность собственную жизнь. Чудо же состоит в том, что наши действия - вопреки естественным ожиданиям - действительно приводят к успеху.
* * * Этот месяц Адар начинается для нас тревогой, ХАМАСом, Ираном, предвыборной неопределенностью в Израиле и антисемитскими кампаниями в диаспоре. Однако давайте верить, что в этом же месяце проявится и начало "переворота", который может привести нашу страну и наш народ к избавлению.

hellokitty
07.03.2011, 19:42
Названиясозвездий, соответствующих еврейским месяцам, представляют собойсуществительные единственного числа: Скорпион, Стрелец, Козерог,Водолей, Овен, Телец, Рак, Лев, Дева… Название созвездия,соответствующего месяцу Адар, представляет собой на ивритесуществительное множественного числа — ???? — буквально: Рыбы. Этоназвание — намек на то, что в году могут быть два Адара, причем второмуАдару соответствует то же созвездие, что и первому.
Можновозразить: названия созвездий, соответствующим месяцам Тишрей и Сиван,тоже представляют собой существительные множественного числа — Весы иБлизнецы! Но в обоих случаях речь идет о понятиях, просто не имеющихграмматической формы единственного числа, а не о сознательном внесениив название формы множественного числа.

hellokitty
07.03.2011, 19:42
Адарусоответствует созвездие Рыбы, поскольку именно он — месяц размножениядля большинства рыб в реках и озерах. Созвездие Рыбы — символблагословения, поскольку рыбы укрыты под водой от чужих взглядов, идурной глаз над ними не властен. Над ними не властно никакое проклятие.Они не погибли даже во время Всемирного потопа, поскольку и в тевремена продолжали вести себя так, как им было предустановлено. Вообще,рыбы не спариваются иначе как с рыбами своего вида.
Этотмесяц, находящийся под знаком благословения созвездия Рыбы, являетсясчастливым и для народа Израиля, поскольку в нем он также уподобленрыбам. Как рыбы живут в воде, так Израиль погружен в мир Торы, которуюсравнивают с живой водой; рыбы размножаются в Адаре в реках и озерах, аТора дважды обратила свое лицо к еврейскому народу в этом месяце — вАдаре родился Моше Рабейну, именем которого названа Тора, в Адаре жеевреи вновь, на этот раз добровольно, без всякого принуждения принялиТору во времена Мордехая и Эстер.
Следует помнить, чтоосновная доля удачи, связанной с месяцем Адар, передана прямым потомкамнашей праматери Рахели — Эфраиму, Менаше и Биньямину, составляющим одинлагерь и удостоившихся общего благословения нашего праотца Яакова: «Ирасплодятся они, как рыбы, во множестве, среди земли» (Берешит, 48).Поэтому избавление и пришло к Израилю во времена Мордехая и Эстер отпотомства Рахели — ведь, как известно, Мордехай был потомком Биньямина.

hellokitty
08.03.2011, 10:43
События, произошедшие в месяце Адар:- 1 Адара - в те времена, когда стоял Храм,объявляли о начале сбора монет, достоинство которых соответствовалополовине шекеля, имевшего хождение (в виде кусков серебра определенноговеса) в период Исхода из Египта. Евреи, проживавшие в Земле Израиля,приносили пожертвования на нужды Храма. В субботу, предшествующую РошХодеш месяца Адар, читают парашат Шкалим (Шмот, 30) - первый из четырех отрывков Торы, которые должны быть прочитаны перед праздником Песах.
- 1 Адара 1840 г. - Дамасский кровавый навет.Обвинения евреев, в том, что они из года в год убивают детей-христиан ииспользуют их кровь для своих религиозных нужд: для выпечки мацы иисполнения заповеди четырех бокалов, были широко распространены вхристианском мире начиная с 12 века. В 1840 году в дамасском делефигурировало конкретное обвинение в убийстве христианского монаха.
Адольф Крамье, Моше Монтефиори и семейство Ротшильд приложилинеимоверные усилия, чтобы опровергнуть это обвинение. Им оказали помощьи поддержку правительства Англии и Австрии. После того, как усилиязащиты увенчались успехом и обман обвинителей был раскрыт, правительЕгипта Мухамад Али составил фирман, послуживший для евреев защитой откровавых наветов. Дамасский кровавый навет стал отправной точкой вновейшей еврейской истории, так как укрепил солидарность евреев всегомира и сделал совершенно очевидной необходимость создания международныхеврейских организаций. Первая крупная и влиятельная организация,возникшая после дамасского дела, - Коль Исраэль - хаверим ("Все евреи - братья").
- 2 Адара 1167 г. - умер рабби Аврагам ибн Эзра, один из выдающихся знатоков Торы и величайших еврейских поэтов Испании.
- 3 Адара 1949 г. - сформировано первое постоянное правительство государства Израиль.

hellokitty
08.03.2011, 10:44
- 13 Адара 1986 г. - умер рав Моше Файнштейн,наставник и руководитель своего поколения, один из величайшихавторитетов в области современной Галахи (свода еврейских законов).
- 13 Адара - Пост Эстер. Продолжается с утра довыхода звезд Он установлен в память о трехдневном посте евреев,проживавших в столице Шушан, которые, узнав о рассылке писем с приказомистребить народ Израиля постились 13, 14 и 15-го Нисана и молились,чтобы злодейский план не осуществился.
- 14 Адара - праздник Пурим. Установлен в честь победы евреев в дни правления царя Ахашвероша.
- 14 Адара 1870 г. - основано первое сельскохозяйственное поселение "Микве Исраэль"
- 14 Адара1982 г. - умер рав Цви Йегуда а-Коэн Кук,наставник и руководитель национально религиозного лагеря. Родился в1890 году в Литве. Учился в доме своего отца рава Авраама Ицхака а-КоэнКук. Когда ему исполнилось 13 лет, вместе с родителями приехал вЭрец-Исраэль. В начале первой мировой войны, когда рав Авраам Ицхак аКоэн Кук не смог вернуться в Эрец-Исраэль, рав Йегуда присоединился котцу в Лондоне. Там изучал иностранные языки и научные дисциплины наакадемическую степень, которую отказался получить. С окончанием войнывернулся вместе с родителями в Эрец-Исраэль, где помогал отцу ворганизации иешивы "Мерказ а-рав" в Иерусалиме. Его уроки привлекалимножество учеников из различных иешив. Его скромная квартира напротяжении многих лет была центром притяжения для учеников ипочитателей, последователей и нуждающихся в совете и помощи. Разделяявзгляды приверженцев идеи неделимости Земли Израиля, он направлял своихучеников основывать поселения в Иудее и Самарии, считая это исполнениемзаповеди заселения Святой Земли.
- 15 Адара - Шушан-Пурим. Празднуется в тех городахИзраиля, которые были окружены стеной в момент завоеваний Йегошуа(Иерусалим, по некоторым мнениям - Хеврон).
- 18 Адара 1918 г. - был создан Еврейский батальон,состоявший из еврейских военных отрядов, которые оказывали содействиеанглийской армии во время первой мировой войны.
- 18 Адара (второго месяца Адар) 1938 г. - былообразовано поселение Ханита в Верхней Галилее, создание которогоположило начало тактике возведения поселений за одну ночь, получившейназвание Хома у-мигдаль ("Стена и башня").
- 19 Адара 1940 г. - "Закон о земельных владениях".Введен англичанами как поправка к "Белой книге". Согласно этому закону,евреям было запрещено основывать поселения и покупать земельные участкив большинстве районов Эрец-Исраэль.
- 20 Адара 1970 г. - умер Натан Альтерман, один из самых выдающихся поэтов Израиля.
- 21 Адара 1978 г. - умер рав Шломо Йосеф Зевин, редактор "Талмудической энциклопедии".
- 29 Адара 1948 г. - началась операция "Нахшон", в результате которой была прорвана блокада Иерусалима в ходе Войны за Независимость.

hellokitty
08.03.2011, 10:44
- 4 Адара (второго месяца Адар) 1992 г. - умерМенахем Бегин, шестой глава правительства государства Израиль,государственный деятель периода второй мировой войны и образованияеврейского государства. Родился в городе Бриск (Брест-Литовск) в Литве.Поскольку он родился в шабат Нехаму, его назвали Менахем.Родители дали ему еврейское сионистское образование. В связи с первоймировой войной семья была вынуждена оставить свой дом и скитаться подеревням и небольшим городам восточной Польши. В годы учебы вуниверситете был одним из организаторов самообороны еврейских студентовпротив действий бандитов-антисемитов. Был одним из руководителейорганизации Бейтар в Польше. В начале второй мировой войны бежал отнемцев в Советскую Россию, где был арестован по обвинению в сионистскойдеятельности и осужден на восьмилетнее заключение в трудовом лагере.После нападения Германии на Советский Союз был освобожден из заключенияи вступил в польскую армию. В ее составе через Иран и Ирак достигЭрец-Исраэль, где дезертировал. Был назначен руководителем ЭЦЭЛЬ (ИргунЦваи Леуми - "Национальная военная организация"). В наше время найдетсянемного людей, которые оставили бы такой неизгладимый след в историиеврейского народа. На долю Менахема Бегина выпало предвидеть будущеееврейское государство, бороться за его образование, участвовать в егосоздании и вести его к большим достижениям.
- 6 Адара 1913 г. - умер рав Йехиэль Михл Пинес, один из лидеров национально-религиозного движения.
- 7 Адара 2368 г. от сотворения мира - родился Мошераббейну, великий пророк и руководитель сынов Израиля. Он умер ровночерез 120 лет, 7 Адара (второго месяца Адар) 2488 г. от сотворения.
- 8 Адара 1969 г. - умер Леви Эшколь, третий глава правительства государства Израиль.
- 9 Адара 1948 г. - Армией Обороны Израиля был завоеван город Эйлат. Эта победа стала завершением Войны за Независимость.
- 11 Адара 1920 г. - день гибели Йосефа Трумпельдора при защите поселения Тель-Хай.
- 11 Адара 1970 г. -умер Шмуэль-ЙосефАгнон (наст. фамилия - Чачкес, 1888 - 1970) - один из крупнейшихеврейских писателей. Он родился и вырос в Галиции, в местечке Бучач. В1907 г. приехал в Эрец-Исраэль и поселился в Тель-Авиве, а с 1927 - вИерусалиме. Произведения Агнона - притча о том, что такое еврейство,летопись обычаев, законов, переживаний, мировоззрения еврейскогонарода. Его книги балансируют на грани художественной литературы иУстной Торы. Вместе с тем в своих романах Агнон описал и закатДиаспоры, и Возвращение в Сион, и все 2000 лет еврейской истории вИзгнании... Несмотря на необычайную насыщенность внутриеврейскимиреалиями, книги и рассказы Агнона переведены на многие языки. В 1934году ему была присуждена премия имени Бялика; он был первым писателем,ставшим лауреатом государственной премии Израиля в области литературы.В 1966 году присуждение Нобелевской премии в области литературыпринесло Агнону всемирную известность.

hellokitty
05.04.2011, 19:22
«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Почему? Потому что день освобождения важнее, чем день рождения или любое другое событие. До того, как еврейский народ вышел из египетского рабства, время отсчитывалось от сотворения мира, от момента его обновления после Потопа в дни Ноаха (так, например, в Торе сказано (Берейшит 11:10) : «Шему было сто лет, когда он родил Арпашхада, через два года после Потопа»), от рождения Авраама, от дня, когда Всевышний заключил с ним союз — «брит бейн а-бетарим» (например (Шмот 12:41) : «по истечении четырехсот тридцати лет, в этот самый день…»). Но после того, как евреи вышли из Египта свободным народом, они стали отсчитывать время от дня освобождения. Об этом и говорят слова Торы: «Этот месяц вам — начало месяцев». Мудрецы, объясняя эту перемену системы отсчета, рассказывают притчу о царе. Когда у него родился сын, он объявил день его рождения ежегодным праздником. Но затем этот сын попал в плен к врагам и провел у них много лет. День, когда он, наконец, освободился, царь объявил новым великим праздником. Так до того, как евреи попали в Египет, они отсчитывали время от начала своего изгнания и порабощения (от дня заключения брит бейн а-бетарим, когда было предопределено, что рабство будет продолжаться четыреста лет). После того, как они пришли в Египет, были порабощены, стали свидетелями чудес, совершенных для них Всевышним, и вышли на свободу, точка отсчета стала иной, как сказано в Торе: «Этот месяц вам — начало месяцев» (Шмот раба 15) . В Торе сказано: «Этот месяц вам — начало месяцев, первый он для вас из месяцев года». Как следует понимать слова: «Первый он для вас»? Они означают: «для вашей пользы». Если этот месяц хорош сам по себе, он будет хорош и для вас. Но даже если он сам по себе окажется нехорош, для вас он будет хорош. Так или иначе, в любом случае «первый он для вас» — «для вашей пользы». «Первый он для вас». Всевышний назван в Писании «Первым»: «Я — первый и Я — последний, и кроме Меня — нет Б-га» (Йешайя 44:6) . Цион — Храмовая гора — также назван «первым»: «Престол величия возвышен над первым, место святилища нашего» (Йирмия, 17,12) . Первым названы и Эсав, о котором сказано: «И вышел первый» (Берейшит 25:25) , и Мошиах, о котором сказано: «Первый возвестит Циону: „Вот, вот они“» (Йешайя 41:27) . Это значит, что Всевышний, который назван «Первым», построит Храм, который назван «первым», накажет Эсава, который назван «первым», и приведет Мошиаха, который также назван «первым». Когда это произойдет? В Нисане, первом месяце, про который в Торе сказано: «Этот месяц вам — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года».

hellokitty
05.04.2011, 19:22
Этот месяц имеет три названия: «начало месяцев» или «первый месяц», «весенний месяц» и Нисан. Тора назвала его «первым месяцем», поскольку с него начинается отсчет месяцев в году, а также «весенним месяцем», поскольку в нем обновляются и расцветают растительный и животный миры. Этот месяц наделяет жизнью и богатством. «Нисан» — это вавилонское название месяца, которое евреи принесли из вавилонского плена. Оно также связано с весной. Слово Нисан того же корня, что ницан — «почка», «бутон» — как оно используется в Писании: «Бутоны (ницаним) показались на земле» (Шир а-ширим 2:12) . Наши мудрецы нашли интересное сокращение, скрытое в слове «весна» — ???? (авив): ?? ?"?, «отец двенадцати» месяцев. Под этим подразумевается, что подобно тому, как сын получает питание от отца, так каждый месяц года получает от нисана свое, если можно так сказать, «питание». Другими словами, Всевышний прежде всего посылает Б-жественную энергию нисану, который в свою очередь распределяет ее между остальными месяцами года. Созвездие, связанное с месяцем Нисан — Овен, в честь «ягненка на каждую семью», которого приносили евреи в качестве пасхальной жертвы. Следует отметить, что еще до того, как евреи получили заповедь о принесении пасхальной жертвы, многие народы, прежде всего египтяне, связывали этот месяц с созвездием Овна, образованном звездами, восходящими в нем, поскольку Овен — это знак богатства. На Святом языке Торы синонимом Овна является слово «Аштерот »(приплод мелкого рогатого скота — во множественном числе) , связанное со словом «богатство» — ведь этот приплод обогащает своего хозяина, а месяц Нисан является источником жизни и благословения в течение всего года. Египтяне, единственным интересом которых были богатство и физическая сила, обожествили овцу, дающую приплод именно в этом месяце, и поклонялись ей. Однако евреи, задачей которых является служение Всевышнему, получили от Него указание взять ягненка — идола египтян, своих хозяев, зарезать его и принести Ему в жертву. Ибо Он — единственный источник богатства и силы, и обрести их можно только от Него. Таким образом, и евреи, и египтяне считают созвездие Овна знаком месяца Нисан, только евреи связывают его со служением Всевышнему, а египтяне — с идолопоклонством. Именно так объясняют мудрецы слова Торы: «Оторвите и возьмите себе мелкий скот для ваших семейств и зарежьте песах» (Шмот 12:21) — оторвитесь от идолопоклонства, возьмите себе мелкий скот, зарежьте египетских идолов и принесите пасхальную жертву (Шмот раба 16) . Нисан — всегда «полный» месяц, состоящий из 30 дней, а Рош Ходеш (новомесячье) Нисана продолжается один день.

hellokitty
06.05.2011, 10:19
Ияр— это вавилонское название месяца, который в Торе назван просто«вторым», так как непосредственно следует за Нисаном — первым измесяцев года. В Танахе он назван «Месяц Зив» (Млахим I, 6,1),то есть «месяцем сияния», ибо именно в нем солнце начинает светить вполную силу, однако еще не обжигает, как в летние месяцы, или «месяцемпочек» (или бутонов), как в классическом, освященном еврейскойтрадицией арамейском переводе Танаха. В этом месяце евреи, вышедшие изЕгипта, обрели свое истинное величие (сияние), так как избавились отсвоих пороков и недостатков и стали достойны принять Тору.
МесяцуИяру соответствует созвездие Тельца (на иврите — Быка), животного,питающегося травой. В Эрец Исраэль Ияр — последний месяц года, когдабык может досыта наесться травы в поле.
В еврейскихкнигах рассказывается, что в Ияре болезни легче поддаются излечению,нежели во все другие месяцы, так как именно в Ияре начал выпадать ман,названный «хлебом сильных», ибо он не вызывал никакие болезни. С техпор Ияр сохранил свойство излечивать болезни. Намек на это свойствомесяца содержится в самом его названии, буквы которого соответствуютпервым буквам слов: «Я — Г-сподь, излечивающий тебя».

hellokitty
10.05.2011, 12:23
Многие мудрецы говорят, что главной ошибкой Адама было не сьедение запретного плода (ну мало ли, все-таки первый день на свете человек живет, может и ошибиться) и даже не то, что он пытался перенести ответственность на жену, а то, что в ответ на вопрос, ел ли он запретный плод, Адам ответил:"ЖЕНА, КОТОРУЮ ТЫ ДАЛ МНЕ, ОНА ДАЛА МНЕ ..." Т.е. он пытался свалить вину на самого Всевышнего, якобы это из-за Всевышний дал ему такую нехорошую жену, которая и справацировала Адама. Такую неблагодарность Всевышний ему непростил и с тех пор и всю нашу дальнейшую историю мы учимся быть благадарными за то, что нам дают (и пока, судя по всему, учимся не очень успешно). А раз Машиах должен окончательно исправить наш народ, то для него наличие качества благодарности просто необходимо и является далеко не мелочью.
На этом фоне бы можем сделать вывод о том, как важно быть блаодарным за все, что получаешь и не забыть благодарить и людей и Всевышнего. В том числе, не забудем и мы с Вами, в наступивший день независимости поблагодарить тех, кто нам подарил возможность сейчас иметь свое оссударство на святой земле: это и люди сражавшиеся и строившие его физически и Всевышний, который наконец-то дал возможность нам вернуться на Святую землю, создать свое госсударство и оберегает его на протяжении всей его истории от вомного раз превосходящих сил арабов, окружающих его со всех сторон.

hellokitty
10.05.2011, 12:23
Обычно чтоб определить характер месяца смотрят на события произошедшие в середине него, когда луна полная. В месяце ияр в середине месяца мы находим праздник указаный в Торы - 14 ияра - Песах шени. Напомню, что когда евреи выходили из Египта, то исполняя волю Йосефа (сына Яакова) они вынесли с собой его останки из Египта. Одна, мертвое тело делает несущих его нечистыми нечистотой смерти и тем самым лишает возможности приносить жертвы. С этой проблемой и обратились эти носильщики к Моше, мол, выполняли такое праведное дело как вынести тело патриарха, а в результате этого лишились возможности принести пасхальную жертву, а ведь они ни чем не хуже других и им тоже хочется как и всем иметь возможность исполнить и эту заповедь. Моше решил, что их просьба справедлива и обратился к Всевышнему, которых дал этим людям дополнительный день для принесения пасхальной жертвы - Песах шени, который отмечается через месяц после обычного Песаха.
Чем же отличается характер обычного Песаха от характера Песаха шени? А тем, что во время обыного Песаха вся инициатива была у Всевышнего: Он решил, что пора выводить народ, Он избрал Моше, Он ему и евреям говорил, что делать, и т.д. А евреи вели себя пасивно, они лишь слушали приказы Всевышнего и по Его сигналу покинули Египет ( и то не все, а лишь одна пятая народа). В Песах Шени мы видим совершенно противоположную ситуацию: инициатива исходит от народа, люди сами обратились к Моше попросив возможности выполнить заповедь и Всевышний ответил на их просьбу. То есть месяцу Ияр характерно проявление инициативы самими евреями (и остальные праздники этого месяца вполне оправдывает этот характер).
Когда еврей проявляет инициативу - это замечательно, но существует опасность, что еврей совсем зазнается и начнем считать, что он сам всего достиг, без какой-либо помощи Всевышнего. Поэтому этот месяц, к тому же еще и экзамен на благодарность. Человек не должен забывать сказать спасибо за то, что получает и то в чем ему помагают.В нашей истории был царь Хизкияху (о нем очень много пишется во многих книгах Танаха), который был очень праведный и когда ассирийский царь (самый сильный на тот момент) хотел захватить Иудею и привел огромнейшее войско под ее стены, то Всевышний совершил чудо и ночь все сто восемьдесят пять тысяч неприятельских солдат погибли. Это было конечно же великое чудо, которого наш народ удостоился. Одноко Танах говорит, что царь Хизкияу не воспел хвалебную песнь Всевышнему, точнее он сказал какое-то благодарственное слово, но явно недостаточное (о причинах мы можем только догадываться) *и из-за этого Всевышний не сделал его Машиахом, хотя по всем остальным параметрам он был достоин. Из-за этого случая Всевышний отодвинул приход Машиаха еще на два тысячелетия. Почему же такое огромное значение имела это благодарность (вернее неблагодарность)? Почему Всевышний не закрыл глаза на этот пустяк? Да потому, что это не пустяк. Вся человеческая история началась с одного случая неблагодарности.

hellokitty
03.06.2011, 04:40
Во Второй Книге Хроник сказано: "И собрал (царь Иудеи Аса) всю Иудею и Биньямин и живущих с ними (переселенцев) от Эфраима и Менаше и Шимона... И они собрались в Иерусалиме в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы, и вступили в Завет, чтобы взыскать Г-спода, Б-га отцов своих, от всего сердца и от всей души своей" (Диврей га-ямим И, 15,9).
Здесь также сказано просто "в третий месяц" без указания дня, стало быть, Писание, текст которого создан для того, чтобы разъяснять, а не запутывать, имеет в виду, что это событие, как и предыдущее, произошло в Рош Ходеш. Ведь этот день изначально предназначен для установления мира и упрочения единства, для заключения союза, для вступления в Завет мира, основанный на любовном союзе между Всевышним и Израилем.

hellokitty
03.06.2011, 04:40
СиванСиван — это вавилонское название месяца, который в Торе назван просто "третьим", ибо он третий по счету (с начала года) после Нисана.
Ему соответствует созвездие Близнецов — прозрачный намек на Моше и Агарона, которые были равны друг другу по значению и которым была дарована Тора именно в этом месяце.
Новомесячье Сивана всегда продолжается один день, поскольку предшествующий Сивану месяц Ияр является неполным. Однако сам Сиван всегда является полным месяцем и продолжается 30 дней.
В Торе сказано: "В третий месяц по выходе сынов Израиля из земли Еипетской, в самый день, пришли они в пустыню Синайскую" (Шмот, 19,1). Наши мудрецы объясняют, что слова "в самый день" означают: "в Рош Ходеш". Именно 1-го Сивана евреи разбили лагерь в Синайской пустыне, уже готовые получить Тору.
В Торе сказано: "И расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы" (Шмот, 19,2). Здесь сказано "расположился", а не "расположились" (как ранее), чтобы подчеркнуть, что в этот момент весь еврейский народ был един и мыслил и чувствовал как один человек. Ведь во время всех остальных стоянок евреи возмущались по различным поводам и спорили между собой — именно так учит Раши. Существуют споры, которые ведутся во имя истины и святой цели, и при посредстве таких споров можно достичь любой духовной высоты — однако таким образом невозможно получить Тору. Израиль удостоился получить ее только после того, как объединился, проникся весь, до последнего человека, любовью, братскими чувствами, научился жить в мире и приязни. Тора сравнивается с браком, основанным на мире и любви. Наши мудрецы учили, что когда (в Дварим, 33,4) Тора названа мораша (наследие) — "Тору заповедал нам Моше, наследие (мораша) общине Яакова", — это слово следует читать иначе: меураса (обрученная с общиной Яакова). Гагалили, беседуя с равом Хисдой, комментировал слова Торы — "В третий месяц по выходе сынов Израиля из Египта" — таким образом: "Благословен Всевышний, который дал "тройную Тору" (т.е. Пятикнижие, Книги пророков и Писания) "тройному народу" (состоящему из когенов, левитов и исраэля, т.е. остальных евреев) при посредстве "третьего" (Моше был третьим ребенком у своей матери) в третий день (ограничения и очищения, как сказано в Торе: "И будьте готовы к третьему дню [дню Дарования Торы]" — Шмот,19,11) третьего месяца" (Шабат, 88а).

hellokitty
01.09.2011, 08:14
Господа, поздравляю всех, у нас начался месяц Элул!!!
Месяц элул — шестой из двенадцати месяцев еврейского календаря. Его называют «месяцем раскаяния», «месяцем милосердия» и «месяцем прощения». Элул следует за Тамузом и Авом — месяцами, когда народ Израиля свершил два тяжелых греха: сотворил золотого тельца и послушался ошибочных речей разведчиков Моше Рабейну, которые считали, что еврейский народ никогда не сможет отвоевать Землю Обетованную. Четыре буквы слова элул являются акронимом, начальными буквами фразы Песни Песней (6:3): «Я принадлежу моему любимому, и мой любимый принадлежат мне». «Я принадлежу моему любимому» в раскаянии и сильнейшем желании вернуться источнику моей души ко Всевышнему. «Мой любимый принадлежит мне» с выражением Б-жественного милосердия и прощения. Элул — время подготовки к священным дням месяца Тишрей. В этот месяц Моше взошел на гору Синай в третий раз и пробыл там 40 дней от Рош Ходеш (начало месяца) Элул до Йом Кипур, и спустился со вторыми Скрижалями завета. В эти дни Всевышний явил еврейскому народу великое милосердие. Согласно Сефер Иецира, каждому месяцу еврейского календаря соответствует буква еврейского алфавита, знак зодиака, одно из двенадцати колен Израиля, чувство и часть тела. Так эта последовательность выглядит для месяца элул: Буква: иуд;
Знак зодиака (мазаль): Дева (бетула);
Колено Израиля: Гад;
Чувство: действие;
Часть тела: левая рука.

hellokitty
01.09.2011, 08:15
Как известно, Моше-рабейну разбил Скрижали завета, когда спустился с горы Синай и обнаружил, что евреи поклоняются сделанному ими золотому тельцу. Произошло это семнадцатого тамуза. В первый день месяца элул Вс-вышний приказал Моше снова подняться на гору Синай, чтобы получить вторые Скрижали завета – после того, как Он смилостивился над Израилем, уступая настойчивым мольбам Моше помиловать евреев и не наказывать их за совершенный страшный грех. Это пребывание Моше на горе Синай продолжалось, так же, как и первое, сорок дней. Поэтому истекли они как раз десятого тишрей, в Йом-Кипур. В этот день Вс-вышний сказал Моше: «Простил Я – как ты просил», и потому эти сорок дней навсегда остались в еврейской истории как дни милосердия, прошения, как дни благосклонности Вс-вышнего, когда Он охотно принимает молитвы народа Израиля и прощает грехи.
Наши святые книги часто говорят о трех средствах, благодаря которым возможно смягчить приговор: тшува, тфила, цдака. О всех трех есть намек в тех стихах Торы, в которых зашифровано название месяца элул (оно складывается в оригинале из тех букв, что нами подчеркнуты):
Умаль Гашем Элокеха эт левавха веэт левав зареха («И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце твоего потомства») – это тшува.

hellokitty
01.09.2011, 08:15
Согласно Талмуду, первый день Творения, когда «сказал Б-г: Да будет свет!» – был день 25 элула, а шестой день Творения, когда «сказал Б-г: Сделаем человека в образе Нашем, по подобию Нашему», -оказался именно первым днем месяца тишрей.
Поэтому в молитвах Рош-Гашана, то есть первого и второго тишрей, мы говорим: «Сегодня – день, когда обновляешь Ты Свое Создание, [это – ] память о первом дне [Творения]... И [все] создания в этот день пройдут пред Тобой».
Первое тишрей, день рождения человечества, Тора называет «днем трубных звуков», а Мишна – в трактате Рош-Гашана – отмечает эту дату как день Суда над всем человечеством.
Чтобы приготовиться к этому дню Суда, мы стараемся заранее подвести итог всем нашим поступкам в течение истекшего года, выяснить, что было сделано и что было упущено, как того требует заповедь: «Приготовься встретить Б-га твоего, Израиль!» Время для этого – месяц элул, предшествующий дню Суда.
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Кто же эти «адвокаты»?
Мишна говорит в трактате Авот: «Каждый, кто совершает одно доброе дело, – приобретает себе одного защитника, а каждый, кто совершает один проступок, – приобретает себе одного обвинителя».
Отсюда ясно следует, что шансы быть оправданными на суде зависят от того, что перевесит – сумма совершенных нами добрых дел или сумма наших проступков, сумма всего совершенного нами в истекший год или сумма того, что было упущено.
В рамках законов природы невозможно, чтобы за одну ночь было исправлено все, что сделано плохого за целый год. Совершение настоящей тшувы – дело непростое и включает в себя множество этапов: исправление характера, поведения, совершенствование поступков. Поэтому мы стремимся пробудить в себе стремление к тшуве уже в новомесячье элула. за тридцать дней до Судного дня.
Месяц элул предназначается для всего этого не только потому, что он непосредственно предшествует «Грозным дням». Он отличается особыми качествами, крайне важными с точки зрения всего, что связано с возможностью получить прощение за свои дурные поступки, очиститься от грехов.
Ани ледоди ведоди ли («Я принадлежу моему возлюбленному, а он мне») – это тфила.
Умишлоах манат иш лереэгу уматанот лаэвьоним («И посылка кушаний каждый – своему другу, и подарков – бедным») – это цдака.
Эти намеки также говорят нам о том, что элул -это время, когда Небесные врата открыты для проявления милосердия и всепрощения.