![]() |
ВОССТАНИЕ В ВАРШАВСКОМ ГЕТТО!
Восстание в Варшавском гетто — еврейское вооружённое сопротивление попытке нацистской Германии ликвидировать остатки Варшавского гетто в оккупированной Польше во время Второй мировой войны. Восстание продолжалось с 19 апреля по 16 мая 1943 года и было жестоко подавлено регулярными частями СС.
Польский историк Бен Марк писал: Многие освободительные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения, но ни на одной из них не лежала печать столь глубокого трагизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто, который разгорелся на могиле их ближних, без тыла, почти без оружия, без ничтожного шанса на победу На 19 апреля 1943 года была намечена окончательная ликвидация Варшавского гетто — оставшихся обитателей гетто немцы собирались в этот день отправить в лагеря смерти. В три часа ночи регулярные отряды немецкой армии под командованием генерала Юргена Штроопа при поддержке артиллерии и бронетехники вошла на территорию гетто. На «усмирение» гетто был брошен батальон СС, и 337 украинских и латышских националистов. |
Из отчета Штроопа (бригадефюрера СС) :
Когда мы начинали прочесывать один блок, они укреплялись в соседнем Я ввел в действие силы по двум сторонам главной улицы. Когда наши силы только миновали главные ворота, на них обрушился точный и хорошо согласованный огневой удар. Из всех окон и подвалов стреляли так, что нельзя было видеть стреляющего. Сейчас же начали поступать рапорты о потерях. Броневик загорелся. Бомбы и зажигательные бутылки останавливали любое продвижение. В некоторых местах мы были вынуждены применить зенитное оружие. Только теперь мы обнаружили подземные точки. Подземные позиции давали повстанцам возможность быть невидимыми и позволяли им непрерывно менять свое местонахождение. Одну такую позицию нам удалось завоевать только после 2 дней. Мы с точностью установили, что не только мужчины были вооружены, но и часть женщин. Особенно в возрасте от 18 до 30. Они были одеты в штаны для верховой езды и с касками на голове... Многие из этих женщин прятали заряженные пистолеты в нижнем белье. Так бои велись до конца операции, от подвала дома и до его крыши...Встреченные организованным огнём обитателей гетто немцы были вынуждены отступать с большими потерями. Активную роль в проведении восстания в Варшавском гетто приняли отряды «Еврейской боевой организацией» во главе с Мордехаем Анелевичем (общей численностью несколько сот человек) и отряд «Еврейского военного совета». В восстании в Варшавском гетто активное участие принимали ортодоксальные евреи. В последующие дни немцы отказались от тактики прямого наступления. Они использовали авиабомбы и специальные группы поджигателей, чтоб сжечь дома гетто вместе с повстанцами дотла. |
Кровопролитные бои продолжались 27 дней.
8 мая 1943 года эсэсовцы захватили штаб-квартиру «Еврейской боевой организации». Сопротивление повстанцев было сломлено к началу июня, но отдельные боевые группы продолжали борьбу все лето. Практически все руководители восстания погибли при его обороне. Оставшихся евреев депортировали в Треблинку. 16 мая 1943 года *Варшавское гетто *было окончательно ликвидировано.Восстание в Варшавском гетто было одним из крупнейших и массовых в Европе. Многие из тех евреев, которым удалось спастись из гетто, принимали позже активное участие в восстании поляков в Варшаве (Варшавское восстание) — более 1000 человек. В ходе боёв с регулярными частями СС было убито около 7 тысяч защитников гетто, ещё 6 тысяч сгорели заживо. После подавления восстания, оставшиеся обитатели гетто (около 15 тысяч человек) были отправлены в концлагеря и лагеря смерти (большинство — в Треблинку). Свидетельства выживших участников и очевидцев восстания Свидетельство Цивьи Любетникой: Так пало около сотни повстанцев и среди них Мордехай Анелевич, самый лучший, самый мудрый, самый благородный из всех, сохранявший в самые страшные моменты спокойствие и улыбку Из письма Мордехая Анелевича заместителю Ицхаку Цукерману: То, что мы пережили, превзошло самые смелые наши надежды... Главное — осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи гетто встали на свою защиту и повели борьбу во всём её величии и славе. Один из повстанцев *Ария *Вильнер писал: Мы не собираемся спасать себя. Из нас никто не выживет. Мы хотим спасти честь народа. |
Пётр Горелик, советский солдат, принимавший участие в освобождении Польши, кавалер трех орденов, в своей книге
«Крепость Масада в Варшаве» *говорит: Евреи Варшавского гетто, в том числе дети, женщины, старики, вооруженные камнями, палками, несколькими пистолетами и винтовками, сопротивлялись регулярным частям вермахта дольше, чем вся Польша, дольше, чем великая европейская держава Франция. Восставшие выдвинули из своей среды талантливых руководителей, людей беспримерной личной храбрости. Имена Мордехая Анелевича, Ицхака Цукермана, Гирша Берлинского, Марека Эдельмана, Эдварда Фондамински, Михаэля Розенфельда, Леона Родаля, Павла Френкеля наряду с именами героически сражавшихся женщин - Цивьи Лубеткин, Рахили Штайн, Тоси Альтман, Хаей Рохман - навсегда останутся в памяти евреев. В чудом уцелевшем завещании узника Варшавского гетто Йосефа Раковера, написанного 28 апреля 1943 года в самый разгар неравной самоотверженной борьбы повстанцев против регулярной немецкой армии, он писал: Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса… |
В память о еврейских бойцах гетто улицы во многих городах Израиля названы «Лохамей ха-гетаот» («Бойцы гетто») или «Мордей ха-гетаот» («Повстанцы гетто»). Слово «гетто» всегда стоит во множественном числе, чтобы напомнить: восстание было не только в Варшавском гетто, но и в других — в Вильно, Белостоке и во многих других местах. Киббуц «Лохамей ха-гетаот Хайфы, основанный пережившими Катастрофу, стал центром памяти погибших во время Катастрофы.
День Катастрофы и Героизма в память о шести миллионах жертв Катастрофы европейского еврейства отмечается в Израиле *27 нисана - в день начала восстания в Варшавском гетто, в качестве ответа нападкам воинствующего антисемитизма. В этот день по всему Израилю звучит двухминутная траурная сирена. |
ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА
(L) ***********.youtube.com/watch?v=n0tnwjoArc0 Поминальная молитва "ИЗКОР" "Помяни, Господь, души братьев наших, сынов Израиля, Жертв Катастрофы и героев ее, души шести миллионов евреев, Убитых, преданных смерти, задушенных, погребенных заживо, Святые общины, стертые с лица земли. Помяни, Господь, народ, принесенный в жертву, И всех святых Израиля, принесших себя в Жертву в течение всех времен, И сохрани души их в круге жизни. Любимые и близкие нам в жизни и смерти, они вечно с нами. И да покоятся с миром в могилах своих". Если ты присоединяешься к сказанному в этой поминальной молитве - Скажи "АМЕН", что значит "истинно", "верно" |
ЗВЕЗДА ДАВИДА
* Я надену её как Память О шести миллионах евреев. То же самое было б с нами, Если б мы родились в то время. * Нас бы так же сгноили в гетто, Растреляли во рвах и ярах... Разве можно забыть об этом? Эту память время не старит. * Знаем точно, что нас сожгли бы В бухенвальдской, в освенцимской топке... Разве мир придёт под оливы, Если будем беспечны и робки? Разве станет обычным шрамом Эта кровоточащая рана, Если нам продолженьем драмы Угрожают из Тегерана? * Если в мире большом и малом Всё плодятся тёмные силы И со свастиками вандалы Оскверняют наши могилы? * Да, у Памяти груз тяжёлый, Но его сохранить должны мы, Чтоб с нагрудной звездою жёлтой Вновь не стать крематорским дымом. * Новый век и те же обиды? Чем их вырвать навеки с корнем? Я надену звезду Давида В день всемирной еврейской скорби |
«Никогда не говори: надежды нет»,
«Гимн еврейских партизан», был написан Гиршем Гликом в 1942 году на мелодию песни братьев Покрасс «То не тучи - грозовые облака». Эта песня стала гимном еврейского Сопротивления, в том числе, и в Варшавском гетто. Каждый год в день годовщины этого восстания в Варшаве хор Войска Польского исполняет её на идише. (nt) (L) (nt) ПАРТИЗАНСКИЙ ГИМН Никогда не говори: «Надежды нет». Даже если тучи скрыли белый свет – Но придет наш час, мы вырвемся из тьмы, Твердым шагом отчеканим: ЭТО МЫ. От зеленых до покрытых снегом стран Кровь горячая течет из наших ран – Но везде, где капли крови упадут, Там наш дух и наше мужество взойдут.Ясным солнцем озарится наш рассвет, Где не будет ни врага, ни прошлых бед. Но если поздно, слишком поздно рассветет – Эта песня, как пароль, до вас дойдет. В ней надежда, и свинец, и боль, и страх. То не песня вольной пташки в небесах – Эту песню пел народ полуживой, Среди рушащихся стен готовясь в бой. Никогда не говори: «Надежды нет»... |
В зарубежной *литературе нередко встречаются утверждения, что евреи в годы Холокоста не оказывали никакого сопротивления нацистским палачам и безропотно шли в газовые камеры. Подобные утверждения, носящие оскорбительный и осуждающий евреев характер, свидетельствуют, прежде всего, о незнании их авторами элементарных исторических фактов и объективно способствуют лишь распространению антисемитизма. Дескать, все народы боролись против нацизма, а «евреи не сопротивлялись» и отчасти сами виновны в своей гибели. Вот почему *стоит более подробно остановиться на еврейском сопротивлении в годы Второй мировой войны и опровергнуть клевету, распространяемую до сих пор в мире о Холокосте.
Часть первая: Восточная Европа Oсобенность еврейского сопротивления состояла в том, что евреи, с одной стороны, формировали собственные вооруженные отряды, а с другой — активно участвовали в совместной борьбе с другими народами. Отличие еврейского сопротивления от сопротивления нацистам Других народов состояло в том, что евреи вели борьбу против собственного тотального уничтожения. Предвидя еврейское сопротивление в оккупированных нацистами странах, они в большинстве случаев сразу же уничтожали мужское население, способное принять участие в вооруженной борьбе. Так, в Минске сразу после занятия города все мужчины в возрасте от 15 до 45 лет обязаны были зарегистрироваться в полевой комендатуре. За уклонение — смерть. Тем не менее многие отказались это сделать. Десятки тысяч евреев-мужчин были помещены в концентрационные лагеря в пригороде города — в Дроздах и через несколько дней расстреляны. Погибли десятки тысяч евреев, способных носить оружие. Среди погибших был и мой дядя — инженер Давид Лифшиц, которому тогда было 29 лет. Еврейское сопротивление было борьбой людей, заключенных в сотни гетто и концлагерей, между которыми почти не было никакой связи. Евреи вынуждены были вступать в вооруженную борьбу без соответствующей военной подготовки. Начало отправки узников в лагеря смерти часто наталкивалось на их активное вооруженное сопротивление. |
Польша
Первой страной, испытавшей на себе все ужасы массового уничтожения евреев, была Польша, где по сравнению с другими восточноевропейскими странами проживало наибольшее число евреев — свыше 3 миллионов человек. В стране до прихода нацистов существовала разветвленная сеть многочисленных еврейских политических партий и организаций самого различного направления. Несмотря на внутренние разногласия, они в большинстве случаев объединяли свои усилия. И уже в начале 1941 г. национальные организации в гетто Польши, а также Белоруссии и Украины готовились к подпольной борьбе с нацистами. Целью было вооруженное восстание и бегство с оружием в руках в леса для ведения партизанской борьбы.Подпольным организациям в гетто приходилось решать труднейшие задачи тайного приобретения оружия, подготовки будущих бойцов, выработки тактики на случай внезапных акций нацизма. Подполье в гетто призывало к восстанию с единственной целью — оказать сопротивление.Самым известным актом вооруженного еврейского сопротивления было восстание в Варшавском гетто. Об этом восстании автор статьи подробно рассказывает в главе «Героизм обреченных на смерть». Но восстания были не только в Варшаве. По примеру Варшавского восстания, 13 августа 1943 года произошло восстание в Белостоке. Оно продолжалось несколько дней. Большинство повстанцев, в том числе командир Еврейской боевой организации Мордехай Тененбойм, погибли в бою. Нескольким десяткам бойцов удалось вырваться с боем за стены гетто и продолжать борьбу в рядах еврейского партизанского отряда «Кадима» действовавшего в районе Белостока. Во время ликвидации гетто в Ченстохове (25 июня 1943 г.) местная еврейская боевая организация, которой командовал М. Зильберберг, оказала вооруженное сопротивление немцам. |
Текущее время: 09:55. Часовой пояс GMT. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot