Менялись события, изменялась жизнь в странах; одно оставалось неизменным - антисемитизм. Надо сказать, что изменения произошли не только в жизни народов европейских стран, но и в жизни еврейского народа. Прежде духовные вожди евреев относились к антисемитизму как к данности - есть такая вещь, так же как есть холод, например. Они никогда не пытались найти радикального решения еврейского вопроса, не пытались бороться с антисемитизмом как с явлением. Все, что делали вожди еврейского народа испокон веков, - каждый раз, когда приближалась очередная опасность, пытались бороться с ней, пытались ослабить угрозу, и делали это с переменным успехом. В 19-м веке в еврейском народе начинается отход от иудаизма, и новые светские лидеры предпринимают попытки коренного решения «антисемитского вопроса».
Понятно, что если вы хотите бороться с каким-либо общественным явлением, нужно, прежде всего, знать его корни, и с того времени до наших дней было выдвинуто несколько теорий, пытающихся объяснить, в чем корни антисемитизма. Первой такой попыткой была реформа, т.е. организация реформатских конгрегаций в Западной Европе, в основном, в Германии, и затем в Америке. Те, кто вдохновил это движение, полагали, что антисемитизм происходит от того, что образ жизни еврея слишком отличается от жизни окружающих народов; отличается, как небо от земли. Это, по-видимому, вызывает чувство у окружающих нас народов, что мы - чужаки. Нас ненавидят за то, что мы чужаки, и виной тому законы иудаизма.
Вывод простой - нужно изменить образ жизни, а это означает - отказаться от таких законов Торы, которые нас выделяют - Шабат, законы кашрута, брит-мила и другие. И лидеры реформатских синагог взялись за эти начинания. Во всем реформисты пытались подражать их окружению: в целом ряде синагог в Германии начали сопровождать молитву игрой на органе, в ряде конгрегаций в Америке были попытки перенести субботние молитвы на воскресенье. Реформа пыталась превратить евреев в немцев, исповедующих религию Моисея, причем вдохновитель и теоретик этого движения, философ Моше Мендельсон, призывал евреев быть евреями дома и немцами на улице. Достигла ли реформа своей цели? Даже беглого знакомства с историческими данными достаточно, чтобы дать ответ на этот вопрос. В сборнике «Антисемитизм в Европе с 1848 по 1914 гг.» (издательство Иерусалимского университета) в статье Августа Роллинга «Талмудический еврей» читаем: «Никакая реформа не поможет, мы знаем очень хорошо, что в самых важных пунктах: отношение к капиталу, отношение к неевреям и стремление завладеть всем миром, - в этих пунктах еврей-реформист идет рука об руку с талмудическим евреем». Реформа не достигла ничего. Очевидно, была ошибка, не иной образ жизни вызвал ненависть к евреям; факт остается фактом: евреи сменили образ жизни, но это не помогло, их отказались считать другими евреями.
__________________
Бывают моменты, когда человек тебе что-то очень увлеченно рассказывает, а ты смотришь человеку в глаза и понимаешь — от души пиздит!