ЕВРЕЙСКАЯ СТЕНА
Виталий ПортниковМир, отпразновав недавно 20-летие падения Берлинской стены, почти не заметил, что два десятилетия назад пала и другая стена – еврейская, возведенная советским режимом между своими не самыми любимыми гражданами и Израилем.
Митинги отказников в советской столице, появление среди первых общественных организаций групп, борющихся за право свободного выезда евреев на историческую родину – первые приметы перестройки. И еще одна примета: огромная очередь людей, пришедших на Московскую международную книжную выставку-ярмарку для того, чтобы посетить маленький израильский павильон. Если нужна была иллюстрация к лозунгу «Отпусти мой народ!», то фотография этой очереди, пожалуй, подошла бы. Но никакая фотография не передаст атмосферы этого ожидания среди людей, которые больше не боялись признаваться самим себе, что они – евреи и что они имеют право знать о своей стране нечто большее, чем россказни советских пропагандистов о зверствах израильской военщины… На израильтян, работавших в том павильоне, смотрели не так, как сейчас – они казались посетителям гостями с другой планеты, на которой слово «еврей» не нужно было произносить шепотом, на которой не нужно было задумываться, антисемит ли твой начальник, сослуживец, секретарь парткома или же он просто выполняет указания вышестоящих инстанций или, как любили тогда говорить, компетентных органов, априори относивших евреев – и уж тем более хотевших уехать евреев – к ненадежной части общества.
__________________
Бывают моменты, когда человек тебе что-то очень увлеченно рассказывает, а ты смотришь человеку в глаза и понимаешь — от души пиздит!