В ИЕРУСАЛИМЕ (до разрушения Второго Храма)З. Ариэль
За свою историю Иерусалим, по-видимому, никогда не был так красив и богат и его население - столь многочисленно, как в последние века, предшествовавшие разрушению столицы. Кроме постоянных жителей, трижды в год сюда стекались со всех концов страны паломники. Немало приезжало и евреев, живших в сопредельных странах.
Считают, что число постоянных жителей Иерусалима в ту пору достигало ста тысяч, паломников же было в несколько раз больше. Особенно много народу прибывало в столицу на Песах. Не только постоялые дворы, но и все частные дома были полны гостей. Каждый считал первейшим долгом предоставить в своем жилище место для паломников и притом, разумеется, бесплатно. Единственная плата, которую гостеприимные хозяева соглашались получать, были шкуры животных, приносимых в жертву в Иерусалимском Храме. В Талмуде сказано: "Не сдают в наем дома в Иерусалиме... Рабби Эльазар бар-Цадок говорит: И даже кровати [не сдаются]. Но шкуры жертвенных животных берут охотно" (талмудический трактат, Йома, 12).
Все свободные площади не только вблизи Храма, но и во всем городе, были заняты паломниками. Многие из них строили шалаши для ночлега. И при всем этом, как свидетельствует Талмуд, "никто не жаловался на то, что тесно и нет места для ночлега в Иерусалиме".
Очень разнообразная публика собиралась здесь. Вместе с евреями прибывали и новообращенные (прозелиты) из близких и далеких стран: из Сирии и Малой Азии, из Вавилона и Мидии, из Кипра и Греции, из Египта и Рима. Те, что приезжали из Двуречья, говорили, как и местные евреи, преимущественно на арамейском языке, те же, что прибыли из стран Запада, говорили в основном на греческом. Среди паломников были бедные землепашцы, прибывшие из Галилеи на ослах или пешком, и богатые купцы, прибывшие на кораблях из заморских стран. Достигнув берегов Эрец-Исраэль они шли в Иерусалим пешком.
Для купцов и всех, кто промышлял торговлей, массовое паломничество было самым подходящим временем, чтобы поправить свои дела. В Иерусалим* были большие базары. Здесь шла оживленная торговля продуктами питания, крупным и мелким рогатым скотом, одеждой, тканями, посудой и т. д. В это время большой спрос быт на всякого рода пряности и приправы для пасхальной пищи. Скот пригоняли жители сел и деревень со всех концов Эрец-Исраэль, а пряности доставлялись из далеких стран. Всегда можно было видеть верблюжьи караваны на улицах Иерусалима..
В предпасхальные дни через все городские ворота шли днем и ночью паломники, катились повозки с товарами, гнали стада овец и быков. Римский наместник, резиденция которого находилась в Кейсарии, в канун Пасхи нередко приезжал в Иерусалим вместе со своими легионерами, чтобы "следить за порядком". В дни массовых всенародных празднеств римляне особенно опасались мятежа.
Легионеры обычно располагались во дворце Ирода - великолепном и хорошо укрепленном здании, напоминавшем крепость. Дворец был окружен высокой стеной, над которой вздымались наблюдательные вышки.