...Возвращение Б-жественного Присутствия к Своему народу предсказал пророк Зхарья. Перед разрушением Храма Вс-вышний оставил Йерушалаим. Уходя, Он остановился на горе Зейтим и бросил последний взгляд на Свой дом, который Ему пришлось покинуть из-за грехов сыновей Израиля (Рош а-шана, 31а). Через ту же гору Он пройдет, возвращаясь домой из изгнания, и так же задержится на вершине, чтобы посмотреть на место, где будет восстановлен Храм.
И об этом говорил пророк Зхарья: «И выйдет Бог и будет воевать с этими народами, как в день битвы. И будут стоять Его ноги в этот день на горе Зейтим, которая смотрит на Йерушалаим с востока. И расколется гора Зейтим посередине ее, разойдясь на восток и на запад. (И образуется) долина большая очень. И сдвинется половина горы на север, а половина – на юг» (14: 3-4).
Это пророчество сбылось. Для того, чтобы понять это, нужно только вчитаться в текст и сопоставить его с известными событиями. Прежде всего, что такое «ноги Бога», у Которого нет ни тела, ни материального образа. «Ноги» на языке пророков означают «обычный – без видимого нарушения законов природы – ход событий». Ведь рэгель («нога») – однокоренное слово со словом рагиль – («обычный»). Речь идет о скрытом чуде, когда все делается руками людей, но результат их действий оказывается неожиданным: они совершают то, что им не под силу, то, что выходит за пределы человеческих возможностей. А ведь именно это и произошло в Шестидневной войне и в битве за Йерушалаим. Незримое присутствие Б-га – Его «ноги» – это не что иное, как воины Израиля, через которых произошло чудо. На горе Зейтим располагался полевой штаб, откуда велось командование боем за старый город, и из находящегося там монастыря Августы-Виктории, где располагались силы 71-го и 66-го полков десантных войск, началась атака на старый город. Десантники двинулись на запад – в сторону старого города, и на восток – в сторону Абу Дис, где располагался основной лагерь Иорданского легиона.
28 число месяца Ияр – день уходы из жизни пророка Шмуэля. И не случайно его имя оказалось связанным с днем Йерушалаима. Он получил, как пророчество, план Храма, который предстояло возвести сыновьям Израиля, и определил Йерушалаим как место особой святости. Ему принадлежат слова «Вечность Израиля не обманет и не передумает» (Шмуэль I, 15:29). А мудрецы Талмуда сказали: «Вечность – это Йерушалаим» (Брахот, 28а).
Пророчество о Йерушалаиме не обманет. И всё то хорошее, что было предсказано о нем и еще не сбылось, сбудется: «И будет день один – он известен (только) Б-гу – не день и не ночь. И будет к вечернему времени – появится свет. И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. И будет Б-г царем на всей земле, в день тот будет Б-г один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья, 14:7-9).
---------------
(рав Зеев Мешков)