Традиционное христианское представлении
о личности Иуды Искариота
Иуда Искариот (Иуда - "Бог да будет восславлен"; Искариот - "человек из Кериота", где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу; выдвинута также версия: Искариот-"красильщик"), в христианских религиозно-мифологических представлениях один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа.
Иуда Искариот ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой "денежный ящик" для подаяний (Ио. 12, 6); этот род служения часто ассоциировался с корыстным характером его устремлений (евангельский текст прямо обвиняет Иуду в недобросовестном исполнении обязанностей казначея). Резкое осуждение со стороны Иуды вызывает щедрость Марии из Вифании (в средневековой западной традиции отождествлена с Марией Магдалиной), в ритуальном акте помазавшей ноги Христа драгоценным нардовым миром (Ио. 12, 2-6; у Матф. 26, 8-9 и Мк. 14, 4-5 в этой сцене такая реакция приписывается и другим ученикам). Христианская традиция связывает именно с этим моментом созревание в душе Иуды воли к предательству, вложенной в него дьяволом.
Далее евангельское повествование сообщает, что Иуда пошёл к "первосвященникам" и предложил свои услуги: "что вы дадите мне, и я вам предам его?" (Матф. 26, 15; ср. Мк. 14, 10, Лук. 22, 4). Назначенная цена - тридцать сребреников (ср. Зах. 11, 12-13). На Тайной вечере Иуда возлежит, повидимому, в непосредственной близости от Христа, он слышит его слова: "один из вас предаст меня" (Ио. 13, 21). В знак того, что это сделает именно Иуда, Христос подаёт ему обмокнутый кусок хлеба (13, 26).
Иуда остаётся нераскаянным, и дьявол (сатана), вложивший в сердце Иуды помысел о предательстве, теперь окончательно "входит" в Иуду (13, 27). После слов Христа: "что делаешь, делай скорее",- он выходит из освещённой горницы в ночь (выразительный символ извержения себя самого из сакрального круга во "тьму внешнюю").
Иуда ведёт толпу, посланную схватить Христа, на известное ему место к востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, и помогает своим поцелуем быстро опознать Христа в ночной темноте: "Кого я целую, тот и есть, возьмите его". Это была ценная услуга; и всё же существует несомненный контраст между её сравнительной малостью и духовным значением, которое традиция признаёт за событием предательства одного из избранников.
Однако после совершения "дела предательства" дьявольская инспирация оставляет Иуду; узнав об осуждении Христа судом синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда в раскаянии возвращает тридцать сребреников своим нанимателям со словами: "согрешил я, предав кровь невинную" (Матф. 27, 4). Эта "цена крови" создаёт казуистическую проблему: деньги выданы из храмовой кассы, но не могут быть в неё возвращены по причине лежащей на них скверны.