Кто такие советские евреи
Советская власть за 70 лет своего существования выветрила из евреев всю их религиозность - синагог почти не осталось, еврейских школ - тоже. И только наши древние бабушки и дедушки помнят то, что до революции называлось еврейской жизнью.
Мы в СССР имели какое-то смутное представление о еврейских праздниках - весной ели мацу, был какой-то праздник, когда угощали коврижками, на какой-то праздник давали деньги. На Песах бабушки и дедушки ели из специальной посуды.
Но подавляющее большинство русских евреев никогда в жизни не были в синагоге и имели весьма смутное представление о героической истории своего народа. Единственное, что мы знали хорошо из истории - это то, что наши еврейские предки распяли русского Исуса Христа.
Но что обьединяло советских евреев - это жизнь в условиях антисемитизма сверху и снизу.
На народном уровне нас обзывали жидами. Маленьких, нас дразнили, били. Потом нас оскорбляли в пионерском лагере, а мамаши этих юных антисемитов, удивлялись жалобам: "А что тут такого, так все говорят".
Взрослых, нас могли оскорбить в любом общественном месте - в автобусе, на базаре, просто на улице. Иногда мы давали отпор, и тогда нас начинали уважать. Всю жизнь буду помнить, как нашему соседу, прошедшему всю войну и оставшемуся без руки, было доложено на базаре, что он свою руку потерял в Ташкенте, что жиды не воевали. Авоська со стеклянными бутылками кефира со всей силы опустилась на голову антисемита. Единственная рука фронтовика не дрогнула. И судить его милиция не решилась, хотя антисемиту потом долго в больнице вправляли мозги.
Впрочем, в большинстве случаев мы просто глубже вжимали голову в плечи и уходили. Очень горько признать, но я что-то не припомню, чтобы другие русские серьезно за нас вступались.
Антисемитизм сверху заключался в том, что нас ограничили в приеме в вузы и на работу. У меня есть личный счет к Советской власти. Я не мог учиться там, где хотел - не приняли, фактически издеваясь на экзаменах. Я не мог работать там, где хотел - не было мест.
Я помню все. Думаю, свой счет к Советской власти имеют все советские евреи.
Некоторые евреи пытались стать русскими, сменить национальность в паспорте. Не стал бы я их судить. Я не стал бы создавать кодекс поведения жертвы. Не все обязаны быть героями.
Мне кажется, в очень сложном положении оказались "половинки" - те, у кого отец или мать были евреями. Не признаваемые русскими как равноправными, многие из них стремились всячески показать свой антисемизм, чтобы выслужиться. Не все. Далеко не все. Но я утверждаю, что очень многие. Я сам был неоднократно бит такими за свое еврейство.