Форум русских эммигрантов
Вернуться   Форум русских эмигрантов Беседка Болталка

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
post #6451 Старый 03.01.2012, 23:23
По умолчанию
Молокане в основном остались в Армении, не северном побережье Севана, там и названия поселений русские. Кавказ и Сибирь - в основном туда и ссылали их как сектантов.
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6452 Старый 03.01.2012, 23:27
По умолчанию
Тимофей Михайлович, а после принятия иудаизма Давид Абрамович Бондарев, родился 3(15) апреля 1820 г. в селе Михайловка Донецкого округа Земли Войска Донского. За свой непокорный нрав, правдоискательство и "колдовство" он был отдан разгневанным помещиком в солдаты, в нарушение законов Российской империи, которые ограничивали мобилизацию семейных крестьян. Бондареву уже исполнилось 37 лет, он был женат, имел четырех детей, а "пятый был за поясом". Сын Бондарева Даниил Давидович к этому рассказу добавлял, что он слышал из уст отца и матери, что дело было не только в самодурстве помещика: уже тогда отец пришел в столкновение с деревенским священником и поп донес на строптивого прихожанина
Отданный в солдаты, Бондарев попал в 26-й казачий полк Кубанского войска и службу отбывал на *Кавказе, * по *удивительному совпадению также в станице Михайловской, но Кубанской области. Немногим ранее (до 1854 г.) здесь служил знаменитый корреспондент нашего героя — Л.Н. Толстой. Во время службы Тимофей Михайлович был военным (полковым) диаконом. Напомним, что Северный Кавказ был наводнен различными сектантами и, например, Хоперский казачий полк полностью был укомплектован субботниками. Вероятно, в это время он познакомился с рукописным экземпляром книги А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", которое потрясло бывшего крестьянина, на своей шкуре испытавшего все прелести крепостной зависимости.
Внешним толчком для религиозного кризиса послужил незначительный случай, произошедший с Бондаревым: его в субботу отказался обслуживать еврейский лавочник. *"С тех пор", по словам самого Бондарева, ему "запала мысль в голову", которая не давала ему покоя. Вскоре после этого он "нарочно" знакомится с "жидовствующими" и принимает иудаизм. Вероятно, процесс этот был не столь прямолинеен. Но как бы то ни было, спустя 10 лет по прохождении службы и получив медали за Кавказкую войну, Тимофей Михайлович Бондарев принял обряд обрезания в станице Михайловской в присутствии трех лиц и стал иудействующим.
Как бывшего полкового диакона, отпавшего от православия, его сослали в Сибирь в Енисейскую губернию.
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6453 Старый 03.01.2012, 23:31
По умолчанию
за "отказ" от православия и переход в иудейство он был судим, его лишили воинского звания, отняли медаль, полученную за боевые заслуги, и заключили в Усть-Лабинскую тюрьму, где он находился два года. В 1867 г. военно-судная комиссия приговорила Тимофея Михайловича Бондарева на "вечное поселение в Сибирь" и направила его в кандалах в распоряжение енисейского губернатора. За годы солдатчины, "безотцовщины", семья претерпела трагедию — трое детей умерли...Сначала Бондарева с партией сектантов поселили в селе Заледеевском, Красноярского округа. Вероятно, эта деревня была перевалочной, ибо в ней останавливались предшественники Бондарева, основатели села Иудино. В само Иудино, по словам Даниила Давидовича, они прибыли 22 мая 1867 г. Семья состояла из самого героя, жены и двоих детей.
СЕЛО ИУДИНО. В начале царствования Николая I сосланные в Сибирь крестьяне-иудействующие, в основном родом из Воронежской, Саратовской и Самарской губерний, а также с Северного Кавказа, попали в Енисейскую губернию, где были поселены в Красноярском округе, в селе Заледеевском, в 27 верстах от Красноярска, по пути в Томск. Село было расположено по обеим сторонам "московского тракта". Так как местные условия жизни были достаточно трудны, то субботники стали хлопотать о переселении их в другое место. Им это разрешили, и ходоки отправились на поиски удобных земель. Это было в 1838 г: (По другим сведениям — в 1833 г.) В то же время переселение из Заледеевского было * вынужденным, ибо село находилось неподалеку от Красноярска и служило последней станцией (станком) перед городом, жителям села постоянно докучали начальство и духовенство со своими придирками и "увещаниями". Мы знаем имена трех первопроходцев, искавших и нашедших новое место: Богданов, Аникин и Борисов. В пересказе это выглядит приблизительно так. После долгих странствий по дебрям Минусинского края ходоки облюбовали одно место в глубине Койбальской степи, на речке Сосе, притоке Абакана. Выбор был сделан удачно: место им показалось хлебородным, богатым выпасами для скота, кроме того привлекали близость леса, полного дичью, а также реки, удобной для сплава леса и рыбной ловли. Здесь было основано село "Обетованное", напоминающее жидовствующим о "земле Обетованной, Ханаане". По словам Давида Абрамовича, село находилось в 150 верстах от Минусинска.
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6454 Старый 03.01.2012, 23:33
По умолчанию
субботники надеялись на то, что руки властей сюда до них не дотянутся. Но не тут-то было. Енисейский губернатор, получив уведомление от смотрителя поселений Минусинского округа князя Голенищева-Кутузова о возникновении новой деревни под названием "Обетованная", рассвирепел, увидев в этом кощунство и поругание православной веры. Он категорически потребовал переименовать село в честь... предателя Иуды, в Иудино, ибо его насельники предали истинно православную веру и перешли в "жидовство". И с тех пор, на протяжении более 100 лет, деревня официально называлась "Иудино", а неофициально "Молоканы", "Сосы", "Субботина" и наиболее часто "Юдино". Кстати, неподалеку, километров 40 южнее Шушенского (место ссылки В.И. Ленина), есть и село Субботино, и можно предположить, что были еще и другие поселения жидовствующих, вроде "подозрительных" Моисеевки и Табат (по-древнееврейски: кольцо). Из-за пребывания субботников в Минусинском крае, там было запрещено селить евреев: боязнь "дурного" влияния и дополнительных "соблазнов". (Лишь в 1958 г. "по просьбе трудящихся" село было переименовано в поселок Бондарево...)
Вскоре сюда прибыли почти все заледеевские субботники. Впоследствии здесь поселились молокане. Всего в селе жило 1 000 душ, две трети которых составляли субботники, остальные — молокане. Но в советской литературе можно было прочитать и о том, что село Иудино, или благозвучнее *Юдино, было населено казаками-староверами.
Один из исследователей и знатоков проблемы высказывает мысль о том, что известная сибирская фамилия Юдины корнями уходит в упомянутое село. И действительно, фамилию Юдин носило несколько известных личностей, включая известного красноярского миллионера и библиофила Геннадия Васильевича Юдина (1840—1912), героиню благовещенского конфликта (русско-китайский инцидент в июле 1900 г., когда город подвергся бомбардировке с китайской стороны) Анастасию Юдину и др.
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6455 Старый 03.01.2012, 23:34
По умолчанию
30 лет (1838—1868) иудинцы бились в тенетах нищеты, пока в их селении не появился Давид Бондарев.
Будучи человеком внимательным и вдумчивым, Давид Абрамович обратил внимание на большой уклон, по которому спадают в Абакан с Западных Саян речки Сое и Кындырла, и предложил своим односельчанам прорыть каналы среди полей. "Нет пророка в своем отечестве!" — вероятно, не раз повторял Бондарев. И первое, что сказали его односельчане: "Тимофей тронулся умом, и его нечего слушать". В его распоряжении не было ни одного инструмента — ни уровня, ни теодолита. В его руках был лишь волшебный жезл Аарона — обыкновенная палка-желобок длиною в пять аршин (порядка 3,5 м). Начал он от речки Кындырла, выбрал подходящее, по его мнению, место и стал прокладывать будущий приемный и оросительный каналы. "Жезл Аарона" позволял "нивелировать" по 2—3 версты в день. Следом за "пророком" шли артельщики и заступами рыли канал. В первый же год орошенные 50 десятин земли дали обильный урожай пшеницы по 250—300 пудов с десятины! Факт потрясающий, для Сибири невиданный, и имеющий важнейшее значение в зарождающемся экономическом расцвете Иудина. (Для сравнения укажем, что в 1913 г. урожай пшеницы с десятины земли составлял в Бельгии — 168 пудов, в Германии — 157, в Австрии — 89, в России — только 55 пудов!)
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6456 Старый 03.01.2012, 23:35
По умолчанию
Очень важным в этой связи оказалось знакомство Бондарева с основателем знаменитого Минусинского краеведческого музея Николаем Михайловичем Мартьяновым (1845-1904). Знакомство перешло в тесную дружбу. Мартьянов был ботаником, он-то и подсказал Бондареву мысль об устройстве оросительных каналов, а также рассказал об обширной ирригационной системе этих мест в домонгольское время. Старинные оросительные каналы были созданы древними насельниками енисейской долины — динлинами, которых, по сообщению о. Иакинфа Бичурина, китайские источники считали принадлежащими к белой расе. Все это дивное создание человеческих рук было разрушено вторгшимися монголами. Но следы так называемых "чудских" каналов сохранились в пределах деревни Иудино, что значительно облегчало труд крестьян. Поэтому озарение Бондарева подкреплялось авторитетом науки в лице Мартьянова и других этнографов Сибири.
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6457 Старый 03.01.2012, 23:36
По умолчанию
Красочное описание деятельности Д.А. Бондарева оставил писатель и краевед Анатолий Зябрев. По его словам, после разговора с Мартьяновым о древних каналах взволнованный Бондарев, не заходя в деревню, пошел в степь: "Речки Сое и Кындырла стекали круто с северного склона Джойского хребта, вода на пути к реке Абакану набирала большую скорость. Значит, если зайти повыше на склон и воду отвести от берега, она сама подойдет к полям! Вон и следы каналов полукружьями... Верно, никаких углублений нет, все занесено щебенкой да песком, одни лишь рыжеватые полосы видны... Подобралось человек десять, согласились хлопотать перед обществом насчет выделения участка в степи для пробы. Пятьдесят десятин выделило общество. Вышли на склон с заступами. Бондарев смекнул: вырубил обычную толстую палку в пять аршин, сделал в ней желоб. И начал прикладывать ее к земле, идя от берега Кындырлы. Вода в желобок заходит, значит, дальше шагать можно, дальше заступами бить можно"
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6458 Старый 03.01.2012, 23:37
По умолчанию
Невиданные урожаи подхлестнули крестьян — в село впервые пришел достаток, стали подумывать о покупке скота, добрых лошадей, но возникла новая проблема, которая на языке политэкономии называется перепроизводством. Однако эта проблема к экономике имела косвенное отношение — дело было в том, что ссыльные крестьяне не могли сами вывозить хлеб, ибо не имели права покидать свою деревню. Каждый раз надо было "выправлять вид", т. е. кланяться каждому мелкому чиновнику. Кулаки за бесценок скупали у крестьян хлеб.
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6459 Старый 03.01.2012, 23:38
По умолчанию
Давид Абрамович обращается с прошением к Енисейскому губернатору Л.К. Теляковскому с просьбой разрешить крестьянам села Иудина самим сплавлять хлеб вниз по Енисею, на золотые прииски. Положение губернской администрации было затруднительно: с одной стороны, ими велась борьба с отступниками от истинной веры, с другой — Петербург требовал расширения посевных площадей в Минусинском крае. Казна знала, что из сотен тысяч пустующих земель с трудом обрабатывалась десятая часть. Разрешение было получено, и с этого времени иудинцы сами на барках стали сплавлять хлеб на золотые прииски за 1 400 верст. Это стало решающим фактором в стимуляции труда иудинских крестьян. С этого времени в их дома пришел достаток. И все это благодаря стараниям и энтузиазму Бондарева. Возможно, что с этого времени за Минусинским краем утвердилась репутация "Сибирской Швейцарии". Владимир Ульянов писал своей матери и сестре об этих краях, что лето он проведет в "Сибирской Италии", где пейзажи напоминают Швейцарию (письмо от 17 апреля 1897 г.) Но, кажется, мы где-то читали о деревне, где были здоровые овцы и лошади, а коровы были "толще московских купчих":
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
post #6460 Старый 03.01.2012, 23:39
По умолчанию
Следующим этапом в жизни крестьянина Бондарева стала борьба за создание общественной торговли, и не только в своем селе, но и во всей России. Вопрос об общественной кооперации, без сомнения, был подсказан минусинскими знакомцами Давида Абрамовича.
__________________
???! Long nian hao! С годом черно-синего водяного дракона!
Аватар для Геоpгий Эпаpа
Геоpгий Эпаpа
Регистрация: 02.02.2011
Сообщений: 4,006
Геоpгий Эпаpа вне форума
Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Быстрый переход


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2012, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot