ВЕЧНАЯ ССОРА
Жена одного бедного сапожника, хотя была горбата, слепа на один глаз и хромала, ужасно чванилась своим происхождением. Но это бы еще полбеды, не будь она к тому же сварливой ведьмой, с трудом когда-то выданной за польстившегося на приданое сапожника.
Приданое, понятное дело, прожилось, а сварливая жена осталась и, бахвалясь знатным происхождением, пеняла мужу, что он ей не пара.
Однажды Гершеле присутствовал при их ссоре.
- Только посмотрите, - кричала жена, - чем он занимается! Вколачивает гвоздики, вощит дратву, мажет ваксой... Если б мои деды, раввины и цадики, встали из могил - что бы они сказали на такое горе?
- Мои деды тоже не молчали бы, - отвечал сапожник, - и ой как бы горевали, что мне досталась такая холера!
Тут подал голос Гершеле:
- Ой, если бы твой четвертый прадедушка мог сказать свое!
- Как тебя понимать? - спрашивает сапожник.
- Очень просто, - говорит Гершеле. - Ясно как божий день, что будь ваши прадедушки живы, они бы тоже ссорились. Первый ее прадедушка, к примеру, сказал бы: "Ой-вэй, в нашей семье сапожник!" Ему бы ответил твой первый прадедушка: "Но она слепа на один глаз!" Тут бы не удержался ее второй прадедушка: "Горе нам! Гол, как сокол! Простой чеботарь!" На это бы твой второй прадедушка возразил: "Она хромает на одну ногу!" Ее третий прадедушка стукнул бы кулаком по столу: "Стыд и позор! Невежда! В святых книгах не разбирается!" Но третий твой прадедушка сразу бы нашелся: "Она же горбатая". Ее четвертый прадедушка, конечно бы, не вытерпел: "И вдобавок ссорится!.." Что же на это ответил бы твой четвертый прадедушка? Ничего. Но если бы он мог сказать: "Так она же немая!" - вы бы с женой никогда не ссорились!..