– Соседи услышали глухой удар и звон разбитого стекла. Они прибежали как раз тогда, когда профессор вновь попытался подняться на ноги но, посмотрев вокруг, закрыл глаза руками, пронзительно закричал: «О-о! Моя рукопись!!» – и без движения упал на пол.
– Приехавший через десять минут доктор несколько раз пытался привести профессора в чувство при помощи нюхательных солей. Однако, очнувшись, пациент тут же оглядывался по сторонам, издавал стон и терял сознание опять.
– Доктор начал осматриваться вокруг, и неожиданная улыбка появилась у него на лице. Он присел около лежащего без чувств профессора и тихо прошептал ему на ухо:
– Профессор, это была всего лишь кошка, только кошка. Кошка испачкала Ваши бумаги.
– А? – сказал профессор, приоткрыв один глаз, – Кошка? Какая кошка?!
– Доктор помог профессору встать на ноги:
– Должно быть, кошка попала в Вашу комнату через открытое окно. Она попала хвостом в чернильницу, сбросила со стола бумаги и хвостом испачкала их.
– Ага!! Кошка! Вы говорите, это была кошка! – и профессор начал истерически смеяться.
Это конец истории, – заметил Ребе, – вы поняли ее?
Это весь Ваш рассказ?! – воскликнул молодой человек, – Глупая детская история! Полная трата времени!
– Нет. У этой истории есть смысл. Он – в том, что профессор смеялся, когда он осознал, что «перечеркнувший» его теорию был всего лишь кошкой, ведь как всерьез можно сравнивать ум кошки и ум профессора.
– Для меня, – закончил свои слова Ребе, – этот пример – лишь бледное подобие того, насколько смехотворна Ваша попытка «зачеркнуть» Тору. Ведь Ваше понимание безграничной мудрости Творца – много меньше, чем понимание математики кошкой...
В течение нескольких минут после того как Ребе закончил свою мысль, молодой человек сидел молча.
– Спасибо за историю, – сказал он, пожимая руку Ребе и выходя из комнаты. Ребе посадил в нем ростки сомнений, необходимых для будущих перемен.