Четвертый удар: землетрясение
24 тевета 1837 года земля задрожала. Эпицентр землетрясения находился в Цфате, и город был разрушен почти до основания. Во время землетрясения рабби Исраэль находился в Иерусалиме. Судя по всему, это спасло ему жизнь. Его жена и дети, бывшие в то время в Тверии, также спаслись.
После землетрясения на рабби Исраэля легло самое тяжкое ярмо из всех, которые он носил *когда-либо в своей жизни. Он взвалил на свои плечи ответственность за восстановление еврейской общины Цфата, которая в результате землетрясения потеряла более двухсот своих членов.
Когда до Иерусалима дошли первые сведения о землетрясении, вся еврейская община погрузилась в траур. Сефарды, хасиды и прушим собрались в синагогах, где, сидя на полу, читали свиток Эйха и траурные элегии (кинот).
Рабби Исраэль быстро оправился от потрясения и приступил к действию. Прежде всего он занял большие суммы денег у сефардской общины Иерусалима и отправил деньги в Цфат с двумя надежными посланниками. Сразу после этого он направил срочное послание в еврейскую общину Амстердама с просьбой незамедлительно выслать деньги для помощи пострадавшим от землетрясения. Вот его слова:
«Ибо страждут они от голода и жажды, дождь поливает их и снег засыпает их, и нет у них дома, и негде укрыться им в этот час бедствия… О горе! Этот остался без жены, а эта – без мужа, эти – без детей, а дети – без родителей… Обязан я исполнить свой долг и вдохнуть жизнь в эту святую паству, излечить и поддержать больных и сломленных, спасти здоровых, одеть и обуть их».