PDA

Просмотр полной версии : Отпусти народ мой! ??? ?? ???!


gainst
06.10.2010, 23:34
ЕВРЕЙСКАЯ СТЕНА
Виталий ПортниковМир, отпразновав недавно 20-летие падения Берлинской стены, почти не заметил, что два десятилетия назад пала и другая стена – еврейская, возведенная советским режимом между своими не самыми любимыми гражданами и Израилем.
Митинги отказников в советской столице, появление среди первых общественных организаций групп, борющихся за право свободного выезда евреев на историческую родину – первые приметы перестройки. И еще одна примета: огромная очередь людей, пришедших на Московскую международную книжную выставку-ярмарку для того, чтобы посетить маленький израильский павильон. Если нужна была иллюстрация к лозунгу «Отпусти мой народ!», то фотография этой очереди, пожалуй, подошла бы. Но никакая фотография не передаст атмосферы этого ожидания среди людей, которые больше не боялись признаваться самим себе, что они – евреи и что они имеют право знать о своей стране нечто большее, чем россказни советских пропагандистов о зверствах израильской военщины… На израильтян, работавших в том павильоне, смотрели не так, как сейчас – они казались посетителям гостями с другой планеты, на которой слово «еврей» не нужно было произносить шепотом, на которой не нужно было задумываться, антисемит ли твой начальник, сослуживец, секретарь парткома или же он просто выполняет указания вышестоящих инстанций или, как любили тогда говорить, компетентных органов, априори относивших евреев – и уж тем более хотевших уехать евреев – к ненадежной части общества.

gainst
06.10.2010, 23:35
Так начиналась алия, изменившая Израиль. Но и Советский Союз эта алия тоже изменила. Именно евреи, уезжавшие из страны в начале перестройки, продемонстрировали лишившемуся национальной памяти населению СССР, что могут быть и другие ценности, помимо насаждавшейся десятилетиями сказки о советском народе. Наверное, для многих моих соотечественников это до сих пор красивая сказка. Но когда я нахожу в архиве маленький блокнотик, в который я от руки переписывал выходившие на последней странице журнала «Советиш Геймланд» уроки идиш (учебников не было, о учебниках иврита я уж и не напоминаю), я задумываюсь – что же это за издевательство такое было? Чем я и сотни тысяч советских евреев заслужили у этой разлагающейся империи такое пренебрежение – иногда замаскированное, иногда неприкрытое? Почему мы не могли вспомнить, что именно наши близкие, а не безымянные советские люди лежат в Бабьем яру и за нами в этом страшном месте охотилась доблестная советская милиция? Таких вопросов можно задать десятки, обо всем – о высшем образовании, о приеме на работу, о псевдонимах в искусстве, о ежедневном, ежечасном, ежеминутном унижении на пустом месте. Почему евреи должны были хотеть жить в такой стране даже при отсутствии у них сионистских убеждений – ума не приложу. Ведь Израиль-то создавался не столько как триумф этих убеждений, сколько как залог того, что любой еврей сможет без этих унижений прожить свою жизнь.
Стена рухнула, а вскоре ушло в небытие государство, эту стену сотворившее. Иначе и быть не могло. Государства, воюющие с собственными гражданами и презирающие их, не живут вечно…

gainst
07.10.2010, 01:05
Ничуть не умаляя исторического значения 1948 года в современной истории еврейского народа вообще, и Израиля, в частности, очевидно, что в конкретной истории узников Сиона из бывшего СССР есть еще, как минимум, один год, который этаким пиком выделяется на фоне остальных лет печальной и одновременно героической истории борьбы евреев за репатриацию, счет которым ведется чуть ли не с первых годов советской власти. Это – 1941 год, когда число арестованных и отправленных на острова архипелага Гулаг достигло 113 человек (на самом деле, их было, наверное, больше, так как 113 человек – это только те, кто был включен в вышеупомянутый Альбом узников Сиона из Советского Союза; сколько тех, кто по разным причинам оказался вне этого альбома, нам не известно). И еще одна характерная и знаковая особенность этого года – все эти 113 человек (кроме двух) оказались жителями Польши, прибалтийских стран и Бессарабии.
А теперь я приглашаю наших читателей представить себе эту ситуацию: живут-поживают евреи в этих, более или менее демократических, странах и занимаются своей еврейской жизнью – кто хочет, конечно – совершенно легально, на законных основаниях. И вдруг приходят эти, с востока, которых никто не ждал и которых никто не звал, и устанавливают свою власть и свои порядки. И вот эти евреи в одночасье зачисляются этой самой властью в преступники, хотя они совершенно не понимают, в чем состоит их вина. А разве кто-нибудь может это понять?
Трагедия этих людей представляется нам психологически совершенно безмерной …
Эпопея узников Сиона в жестокой тоталитарной стране — в Советском Союзе — продолжалась все годы его существования; но для нового поколения в Израиле, а также и в Диаспоре, она оставалась закрытой книгой.

gainst
07.10.2010, 01:06
В 1917 году два громадных события потрясли мир и тем более еврейский народ.
2 ноября 1917 года была опубликована декларация Бальфура, провозгласившая право на возрождение национального очага еврейского народа в Эрец-Исраэль. Декларация вселила надежду в сердца евреев всей Диаспоры и особенно России. Но через пять дней, 7 ноября 1917 года, произошел большевистский переворот, свергнувший временное демократическое правительство, и на обломках царской империи появилась огромная советская держава — СССР.
К великому разочарованию, приход к власти большевиков в России с самого начала сопровождался преследованием сионистского движения и подавлением национального самосознания еврейского народа. Режим устрашения и террора, введенный Сталиным, ставил себе целью, кроме всего, выкорчевать связь евреев с Сионом, с Израилем, и не только с ивритом, но и с разговорным языком идиш, языком многих поколений российских евреев.
До революции сионистское движение в России, его разные направления и организации насчитывали 300 тысяч членов. Йосеф Трумпельдор, создатель организации «Ха-Халуц», разработал программу обучения ста тысяч молодых евреев и их переезда (алии) в Эрец-Исраэль как пионеров строительства национального еврейского дома.
В России того времени еще существовала разветвленная сеть школ и гимназий, в которых обучение велось на иврите. Одна только организация «Тарбут» (культура) руководила более чем двумястами школ. В 1917-м году в Москве был основан еврейский театр «Габима». Но, как уже сказано, с укреплением советской власти по окончании долгой и кровавой гражданской войны, большевики решили покончить с национальными амбициями еврейского народа. Преследования евреев проводились по всей стране.

gainst
07.10.2010, 01:08
Узники Сиона в 20-х годах составляли большой процент всех политических заключенных в СССР. В 20-х и в начале 30-х годов многие тысячи членов сионистских организаций были арестованы, обвинены в контрреволюционной деятельности и сосланы в самые отдаленные края Урала, Сибири, Казахстана, Соловков и приговорены к длительным срокам заключения в политизоляторах. Многие из них не выдержали мук и погибли.
Но все это было только прелюдией к разгулу репрессий, который начался в СССР в середине 30-х годов, вошедших в историю как годы великого сталинского террора. Не только сионистские активисты, но и люди, когда-либо состоявшие в одной из организаций хотя бы формально, были брошены в тюрьмы. В подвалах НКВД проводились допросы и пытки в традициях инквизиции. Заключенные отправлялись длинными каторжными путями и страшными этапами в ГУЛАГ. Узники Сиона, отбывшие свой срок в рабочих лагерях, лишались гражданских прав и были обречены провести остаток своих дней в ссылке, в отдаленных северных районах вечной мерзлоты. Репрессивный конвейер в виде «троек» и «особого совещания» приговаривал к долгим срокам заключения в лагерях Печоры, Воркуты, Колымы и других зловещих островах ГУЛАГа. Многие были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Эти гонения продолжались позже на всех оккупированных территориях в 1939—1941 гг. и вновь повторились в «черные годы»: 1948—1953 гг.

Кости целого поколения российских сионистов покоятся в снегах тундры, на широких просторах тайги. Это легион мучеников, носителей веры, надежды и мечты, которые в 1917 году были близки к возврату в Сион и созданию еврейского государства. Лишь малому количеству узников Сиона удалось спастись, вырваться из когтей советской власти, узреть создание Израиля и участвовать в его строительстве. Упорная борьба нашей организации в течение двадцати пяти лет ее существования под лозунгом «Отпусти народ мой!» принесла плоды: более миллиона наших братьев, и в числе их узники Сиона, прибыли в Израиль. СССР распался, пал коммунистический режим, и мы дожили до счастливого момента, когда, наконец, ценой многих жертв, открылись ворота стран СНГ, и сионистское движение было признано национально-освободительным движением еврейского народа.