Всем известно, что северо-американские индейцы – монголоиды. Среди них выделяется только племя чероки – они не похожи на традиционных индейцев ни внешностью, ни одеждой, ни верованиями.
Об этом я решил поговорить со знатоком мифологии чероки Исраэлем Ореном. Орен прекрасно разбирается в культуре индейцев, поскольку сам является этническим чероки, принявшим иудаизм. Настоящее его имя – Джеймс Рэй Феддис. Пройдя церемонию гиюра – обращения в иудаизм, Феддис променял Калифорнию с ее райским климатом на знойный Израиль. Ранее семья Феддиса жила в Оклахоме, в индейской резервации.
– В возрасте восьми лет я узнал о том, что евреи, о древних предках которых мы слышали в воскресной школе, существуют до сих пор, и решил принять иудаизм. Когда я подрос, мне удалось осуществить мечту своего детства, – рассказал мне Орен-Феддис.
Когда ему исполнился 21 год, он обратился в реформистскую синагогу, чтобы пройти гиюр. Трудов это не составило – за сто долларов ему выдали справку о том, что он с такого-то числа является евреем. Джеймс процедурой гиюра не удовлетворился, сочтя ее чисто формальной.
Через некоторое время Джеймс решил переехать в Израиль. Поскольку в те времена из США репатриировались крайне редко и американцев-переселенцев ценили на вес золота, справка из реформистской синагоги вполне сошла за доказательство еврейского происхождения индейца.
В Израиле Джеймс (принявший имя Исраэль Орен) начал серьезно готовиться к ортодоксальному гиюру, обучаясь в ешиве – духовном учебном заведении. После прохождения гиюра он пошел на развалины синагоги Иегуды Хасида в Иерусалиме и сжег там все свои вещи, оставив только то, что было на нем.
Так бывший индеец из племени чероки превратился в ортодоксального иудея. Он примкнул к любавическому хасидизму (известному как движение ХАБАД) и стал изучать Каббалу. Исраэль переехал в город Кирьят-Малахи, где сильна община любавических хасидов. Вскоре женился. У него 12 детей, так что скучать не приходится. Каждый день Исраэль посещает хасидскую синагогу. Поскольку индейцы чероки имеют европейскую внешность, то среди посетителей синагоги он никак не выделяется.