Скажем, тот же Федор Достоевский под еврейским вопросом понимает, главным образом, - давать ли российским евреям равные с русскими политические и гражданские права? Федор Михайлович лукавит, говоря, что озаглавил свои мысли "Еврейским вопросом" в шутку. Писатель, отнюдь не шутит и решительно выступает за предоставление евреям равных прав в духе христианского милосердия. Однако, прежде чем сказать свое "за", он представляет евреев столь своекорыстными, жестокими и просто омерзительными существами, что любой русский читатель, добравшийся до его "за", немедленно проголосует "против", что, кстати, и произошло через четыре года после написания Дневника, в год смерти писателя, когда Россию захлестнула чудовищная волна еврейских погромов, а уцелевшим евреям было окончательно отказано в правах.
* Почти современник Достоевского, известный немецкий философ конца XIX века Евгений Дюринг*, которого многие знают по блестящей работе Фридриха Энгельса "Анти-Дюринг", в книге, озаглавленной "Еврейский вопрос", формулирует проблему иначе:
*
*"Я утверждаю, что еврейский вопрос есть просто вопрос расовый, и евреи не только нам чуждая, но и врожденно и бесповоротно испорченная раса".
__________________
Бывают моменты, когда человек тебе что-то очень увлеченно рассказывает, а ты смотришь человеку в глаза и понимаешь — от души пиздит!