Многим известно (это написано в Талмуде), что три книги открываются в Рош Ашана: одна книга - полных грешников, другая - полных праведников и третья - для тех, кто не попадает ни в одну из этих категорий, это так называемые средние или заурядные люди. Праведники тотчас записываются для жизни (в книгу праведников) и приговор скрепляется печатью, полные грешники заносятся и скрепляются печатью в свою книгу на смерть, а окончателный приговор всем остальным переносится на Йом Кипур.
Рамбам, обьясняя этот отрывок говорит, что праведник человек или грешник это определяется врезультате подсчета всех его поступков: если больше хороших поступком, то он праведник, больше плохих поступков - грешник (хотя в другом месте Рамбам еще пишет, что учитывается при этом не только кол-во поступков, но и их качество, т.е. есть хорошие дела, которые настолько хороши, что перевешивают десяток грехов, и, к сожалению, бывают обратные ситуации, когда один грех весит, как больше десятка *хороших поступков.)Другой известный мудрец Рамбан (Нахманид), говорит, что тем немение, мы все иногда видим, что праведники, которые по идеи каждый год записываются в книгу жизни, все-таки умирают и наоборот, грешники иногда живут очень долго. Поэтому он утверждает, что слово цадик, нужно понимать не как "праведник", а как "оправданный" и соответственно "раша" - не "грешник", а "виновный". Т.е. происходит суд и если врезуьтате него человека оправдывают, значит он оправданный, т.е. цадик и записывают его в книгу жизни, а его он получает обвенительное заключение - значит он "раша".Виленский Гаон по этому поводу говорил, что в книгу жизни записывают таки праведников, а в книгу смерти - грешников, но речь идет не о нашей земной жизни, а о жизни в будующем мире (т.е. определяется *будет ли у него там надел или нет), а все остальные вопросы касающиеся удела в будующем мире, для остальных людей, а также о судьбе всех в нашей земной жизни на ближайший год - все это решается в Йом Кипур.В трактате Йевамот говорится, что каждому отпущен определенный срок жизни и записи в книге жизни или смерти влияют на то будет ли этот срок увеличен или уменьшен. Есть также мнение, что установленный нам срок жизни может быть только увеличен, но не уменьшен, а запись в книге смерти значит, что просто не продлевают человеку жизнь.Вот так, господа. Всем желаю хорошо подготовиться к суду.
Как всегда жду ваших вопросов и интересных комментариев, идей и сипурим.